gototopgototop

Plaited Basketry with Birch Bark. Vladimir Yarish, Flo Hoppe, Jim Widess Sterling. New York / London 2009. "Плетение из бересты"

Публикации - Статьи



Plaited Basketry with Birch Bark
Vladimir Yarish     Flo Hoppe    Jim Widess
Sterling
New York / London
2009.

«Плетение избересты»


В одном из крупнейших издательств США  - Стёрлинг (Sterling) вышла книга известного новгородского мастера Ярыша Владимира Ивановича.

Книга посвящена берестяному искусству. Альбомный формат, 280 страниц, твёрдый переплёт в суперобложке. Множество фотографий.

Книга вышла в соавторстве с двумя американскими специалистами.

5 глав книги, написанные В.И. Ярышем, посвящены берестяному творчеству в общих чертах, древненовгородским берестяным изделиям, заготовке материала, инструментам и туесам.

Книга основана на многолетней практике обучения взрослых Ярышем В.И. в студии «Новгородская береста» Новгородского городского Дворца культуры (Великий Новгород).

Большая часть книги посвящена технологическим картам по изготовлению 18-ти традиционных и современных новгородских изделий из бересты. Выбор данных изделий был осуществлён таким образом, чтобы как можно шире представить Программу обучения мастеров в Новгороде в течение двух лет.

Человек, взявший в руки книгу, сможет научиться плетению и далеко продвинуться в этом творчестве.

Раздел книги – «Галерея» представляет, как избранные работы мастера Ярыша В. И., так и ряд работ американских мастеров в различных техниках плетения и из различных материалов, таких, например, как бумага.

Книга не только выглядит достойно, но она красочна, информативна с точки зрения истории ремесла и продуктивна как пособие для изготовления конкретных изделий из этого удивительного материала. Основанная полностью на новгородском материале и многолетнем опыте Ярыша В.И., она отражает современный уровень подхода к данному типу литературы и может стать настольным пособием даже для людей, не владеющих английским языком.


Проект был задуман в 1999 году в городе Траверс Сити (Traverse City) штат Мичиган (Michigan) во время Фестиваля мастеров по плетению корзин, в котором В.И.Ярыш принимал участие в качестве преподавателя.

Один из будущих соавторов книги, Джим Вайдес, книготорговец и владелец мастерской по ремонту плетёной мебели, предложил Ярышу В.И. написать эту книгу с тем, чтобы заполнить давно пустующую нишу в мировой литературе о берестяном творчестве. Дефицит такой литературы ощущается во всех странах, где люди занимаются этим ремеслом. В. И. Ярыш принял предложение, и работа началась. Джим взялся за осуществление общего руководства проектом, за фотографирование процесса пошагового изготовления 18 изделий для книги, а так же подготовку чернового макета книги и поиск издательства. Позже для написания технологических карт изделий в проект была приглашена известная американская мастерица Фло Хоппе, которая приезжала в Новгород в 2000 году и принимала участие в Празднике фольклора в Витославлицах. Знакомая со спецификой русского подхода к берестяной науке не понаслышке, она с большим интересом и знанием дела выполнила свою часть работы.

В таком содружестве родился великолепный продукт, который уже сейчас прогнозируется как достаточно востребованная книга на американском рынке. Книга планируется к продаже в различных странах: в большей степени, где берестяное творчество является традиционным. Издательство, выпускающее в год по 500 наименований книг, такую широту охвата покупателей гарантирует. Написанная на английском языке и изданная в США, она едва ли будет широко продаваться в России (тому причиной и множество других факторов), но может вполне быть проводником новгородской, русской культуры на Западе. Она, безусловно, станет популяризатором Новгородской земли как увлекательного, познавательного и  перспективного туристического продукта. Знаменательно, что такое респектабельное издание вышло в канун Юбилея Великого Новгорода.

21.01.09 в студии «Новгородская береста» Новгородского городского Дворца культуры прошла презентация данного издания.


В одной из рецензий на книгу сказано:

 «Эта книга – захватывающая дыхание работа.

Вначале меня поразил общий план книги и количеством фотографий, а стоимость книги показалась мне не особенно велика для такого издания ($25). Затем я обнаружила в книге  простор и глубину разработки темы. Там оказалась даже глава с подробным описанием заготовки бересты, что просто восхитительно. Однако, для тех из нас, у кого нет русского леса на задворках, достойным заменителем коры может стать бумага! Мой материал  - бумага. Я не мастер по плетению корзин, и, возможно, ещё и поэтому я так хорошо оценила детальные и превосходно написанные Фло Хоппе пояснения к изготовлению изделий, а также множество иллюстраций большого количества образцов. Как истинный новичок в плетении, я всё плету и плету эти бесконечные шаркуночки, которые образуют такие красивые бусы. Я сомневаюсь, что когда-то достигну мастерства, необходимого для изготовления некоторых из этих изделий, но вполне достойно оцениваю их художественность, законченность и глубокие исторические корни, стоящие за ними. Хотя изысканные работы Владимир Ярыша вполне достаточны, эта книга включает также исчерпывающую художественную галерею с  инновационными работами многих других хорошо известных американских мастеров. Это не легковесная книга, фигуративно выражаясь. Она – действительно ценное дополнение к библиотеке любого читателя».
15 декабря, 2008 года. П.М. Шрадер. Город Ром штата Нью Йорк США.

В другой рецензии можно прочесть следующее:

«Весьма очаровательно!

Книга «Плетение из бересты» это хорошее угощение, приправленное великолепными фотографиями исторических и современных образцов.

Мастерство, продемонстрированное в книге, отдаёт изысканностью. Пояснения к фотографиям кратки и точны настолько, что им можно следовать без труда. Общая информация в книге завораживает.

Начинающие могут попробовать свои силы в изготовлении простых бусинок, используя пальмовые листья, перед тем как взяться за бересту (Я боюсь, что мои соседи уже заметили мои жадные взгляды в сторону их берёз!)

Обзор исторического прошлого берестяного творчества в таком широком виде едва ли мог быть дан ещё шире и совершеннее, чем это сделано в книге.

Беритесь за эту книгу, и вы не пожалеете!»

24 декабря 2008. Таке А. Станд из Пасадены, Калифорния США


Отклик соавтора Фло Хоппе:

«Книгу доставили сегодня, и я так взволнована этим событием! Не могу поверить, что она выглядит так хорошо! Я уверена, что книга станет бестселлером в мире мастеров по плетению…»    12.12.2008.

Отклик соавтора Джима Вайдеса:

«Об этой книге я мечтал более 30 лет! Огромное спасибо тебе, Владимир, за то, что ты поделился своими уникальными способностями и знаниями! Мы заполнили ту брешь в показе читателям исторического прошлого берестяного творчества, современного взгляда на этот вид ремесла, изготовление изделий, которая была все эти годы!»     3.02.2009.

В одной книге, хоть и самой большой, невозможно выразить все идеи. То, что получилось в настоящем издании, вполне удовлетворит самого взыскательного читателя, так как лучшего и более подробного пособия о берестяном творчестве никто пока не создал. Книга понравится как начинающим, так и опытным мастерам. У автора есть, конечно, много претензий к собственному детищу, но когда делаешь работу в международном масштабе и для мирового сообщества и, как говорится, без предварительной подготовки, то трудно избежать каких-то накладок. В общем, работа состоялась, и она уже нравится мастерам, как в США, так и в России. Конечно, когда держишь книгу в руках, понимаешь, где промахи. Но надо учесть и то, что ты, как главный автор, находишься здесь, а твои соавторы и  редакторы, в том числе в лице крупнейшего мирового издательства, там, за океаном. Доступ к ним ограничен из-за не особенно многочисленных поездок за границу. Сырой материал был подготовлен в России (в Великом Новгороде), а общая аранжировка книги, многие предложения, с чем не совсем можно было бы согласиться, выполнила американская сторона.

 Несомненное достоинство книги - великолепный дизайн! Она получилась светлая, радостная, вполне отвечающая тональности этого удивительного природного материала. Книгу хочется держать в руках и листать. Её хочется иметь всегда рядом.

 Главные достоинства книги:

1. Структура книги: отдельным списком даются, например, материалы, из которых можно плести в этой технике (это важно для мирового сообщества), американская и европейская метрическая системы мер для сравнения и ориентации, словарик этнографических терминов и прочие разделы, как Предисловие, Вступление, информация об авторах, где предостаточно интересных сведений.

2. Пять глав, написанных Ярышем В.И., даны хоть и в сокращённом несколько варианте от первоначального текста, но без особых искривлений и изменений оригинальных идей автора. Одна глава посвящена берестяным изделиям древнего Новгорода, в которой показаны 10 снимков берестяных фрагментов, в том числе, снимок фрагмента, выполненного в технике "покусывания зубами", за что особая благодарность авторов книги администрации Новгородского государственного музея-заповедника! В главе о туесках подробно рассказывается о "двустороннем шве", который использовали в древнем Новгороде для пришивания доньев к корпусам туесов. Шов дан в 5 рисунках - всё понятно. Эти два момента можно считать небольшими открытиями, так как до этого они не публиковались.

3. В деталях даны три метода заготовки бересты. Много фотографий на эту тему. В этом разделе учтены замечания известного архангельского мастера по бересте Александра Шутихина.

4. Отдельная глава об инструментах.

5. Список использования бересты на Северо-западе России, который достаточно широк.

К сожалению, не все виды использования бересты попали в этот список. Например, в нём отсутствует информация об использовании берестяных листов в виде «сколков» (схем), использовавшихся некогда для кружевного плетения в Вологодской области. И, наверное, достаточно других моментов.

6. Глава  «Галерея» содержит изделия нескольких американских мастеров - в   том числе, работающих с бумагой – в США это направление развито.

7. Подробное объяснение и показ в фотографиях изготовления традиционного новгородского туеска, традиционных новгородских ступней (симметричных и несимметричных), коробочки на деревянных шпильках-гвоздях, шаркунка на деревянной ручке, некоторых традиционных способов украшения плетёных изделий.

 
Недостатки:

1. Совсем нет фотографий этнографических образцов. Правда, достаточно фотографий работ автора книги, которые являются копиями традиционных или реконструкциями нескольких археологических образцов из раскопок древнего Новгорода.

2. Не удалось избежать интереса американских учеников автора книги к "упрощённому" подходу к нашей традиции в подборе изделий для технологических карт. Так, например, пришлось дать бусы, что совершенно не подтверждается этнографией. Они достаточно нелепо выглядят на манекенах в конце книги, что российскому взыскательному читателю не особенно может понравиться. Хотя основной ряд изделий вполне сочетается с нашей традицией. Но, с другой стороны, содержание книги отражает современное состояние берестяного ремесла, как в США, так и у нас.

3. Не особенно также можно одобрить подбор изделий американских мастеров для раздела "Галерея". Это делалось помимо воли главного автора издания, как и общая аранжировка книги, которая, с учётом этих небольших недостатков, всё же превосходна.

4. Можно было дать больше фотографий лучших работ новгородских мастеров, членов студии «Новгородская береста», что украсило бы книгу. В книге даны только две фотографии изделий известного новгородского мастера Виктора Сорокина. Это мало. Но, если учесть, что в ней и так около 2000 снимков, то куда ещё больше?

5. Отсутствие хоть одной фотографии вида Новгорода. Материал полностью выстроен на опыте работы студии «Новгородская береста» в Великом Новгороде, а фотографии города в книге нет.

 
 Конечно, все эти достоинства и недостатки следует иметь на будущее. Но надо признаться, это не лёгкий труд. Хотя понятно, что без поддержки американских специалистов о таком издании нельзя было бы и мечтать.

Джим инициировал проект в 1999 году, взял на себя организацию процесса, фотографирование постадийного изготовления образцов, изготовил макет книги со всеми набранными материалами, нашёл издательство и вёл с ним взаимоотношения. 

Фло, как опытная мастерица, взялась написать пояснения к фотографиям пошагового изготовления изделий. Например, на изготовление "симметричных" новгородских ступней дано 57 пошаговых фотографий. Ко всем надо было написать краткие и понятные пояснения. Владимиру приходилось по 5-7 раз корректировать её тексты, чтобы добиться ясности и сочетаемости её слов с реальным событием на каждой фотографии. На это ушло почти 8 месяцев ежедневной кропотливой работы. В день иной раз по нескольку раз присылались и отсылались по электронной почте отдельные эпизоды с фотографиями.

Почти год ушёл на перевод 52 страниц 5-ти глав автора. Переводчица живёт в пригороде Вашингтона. Она переводила очередной отрывок и присылала Владимиру на проверку. И так до 3-х - 4-х раз для каждого отрывка, пока перевод не был окончательно выверен. В книгу вошли около 30 из 52-х страниц первоначального текста.

Дважды автор ездил в Сан-Франциско для пошаговой отсъёмки материала. Работали каждый раз по неделе плотно: с утра до вечера с кратким перерывом на обед. В калифорнийской жаре при жарком студийном освещении для фотографирования такая работа не может показаться наслаждением. Каждую стадию Джим снимал в 3-х разных экспозициях на профессиональную слайдовскую плёнку.

В общих чертах, такая была работа.

Но автор и оба его соавтора, корректор и редактор издания – все остались довольны работой!

И теперь она выносится на суд читателей.

Автор Ярыш Владимир Иванович
Персональная страница автора