gototopgototop

Берестяная лодка на современном Евразийском пространстве

Публикации - Статьи

Тезисы

Огромное Евразийское пространство с многочисленными реками, озерами, омываемое морями было освоено аборигенными народами во многом благодаря навыкам судостроения. В какой мере тот или иной социум умел передвигаться по воде, зависела его жизнь. Зачастую река была единственной дорогой и основным источником пропитания.

В современном мире судостроение остаётся для коренных народов Сибири одной из главнейших частей жизнеобеспечения. Традиционные суда, которые существовали на протяжении многих тысячелетий, были забыты в одночасье, в связи с появлением более практичных и долговечных современных материалов. Передвигаются, охотятся и рыбачат сейчас совсем на других лодках, что бытовали у недалёких предков.

Традиционные лодки могут возродиться, только благодаря развитию туризма, в качестве объекта туристического показа, музейного экспоната, интерактивного предмета в восстановленной этнографической среде.

Берестяная лодка, которая существовала в прошлом до недавнего времени на всём Евразийском пространстве, во всём таёжном поясе Земли, сейчас совершенно и незаслуженно забыта. На территории Сибири по имеющимся этнографическим свидетельствам существовало 4 типа лодок: хантыйская или селькупская в Обском бассейне, эвенкийская дяв в Енисейском бассейне, якутская на Лене и амурская оморочка. Каждая имела свои характерные признаки по внешнему виду и особенностям конструкции, об этом свидетельствуют фотографии, описания этнографов и сохранившиеся в музеях несколько! лодок. На территории Европы берестянками пользовались Коми ( сюмод пыж), манси и русские на Вычегде и Северной Двине ( берещаный каюк). От них сохранились только названия.

Только шесть музеев имеют традиционные для Сибири лодки в своих коллекциях. Это национальный музей в Финляндии, музей этнологии в Японии, РЭМ, Краеведческий музей Хабаровска и музей Нерюнгри. Совсем другая картина за в Северной Америке. В Канаде только в одном Музее Каноэ хранится более 350 берестяных лодок. Несколько десятков мастеров владеют мастерством изготовления традиционных берестяных каноэ, в России же трудно сыскать, чтобы кто-то из мастеров коренных народов взялся за это дело. Прогресс в развитии общества в скором времени потребует большего количества памятников материальной культуры прошлого и особый интерес будут иметь древние суда и лодки. Так это происходит в Европе и Северной Америке. В России только единичные организации проявляют интерес к традиционному судостроению. Проблема на данный момент состоит в том, что старых мастеров не осталось, а новых не на чем и не кому учить. Поэтому сейчас очень важно собрать информацию о немногочисленных материалах, разбросанных по всей стране в этнографических коллекциях и исследованиях. Очень важно приобрести опыт строительства, которого по существу не сохранилось. Реконструкция традиционных судов в их лучшем проявлении становится важной для сохранения культуры, интересной работой для мастера-исследователя и надеюсь будет востребована изначально культурными менеджерами, а затем и обществом.

Теоретический материал по данной теме собирается с 2004 года. Практические шаги по возрождению берестяной лодки осуществляются с 2007 года

Проведены 4 экспедиции, для каждой из которых строилась отдельная лодка.

2007 год. Экспедиция по рекам Пушме и Югу - 140 км.

2008 год. Реконструкция первобытной лодки и переход по Северной Двине от Котласа до Архангельска ( 600 км.)

2009 год. Проект Соловецкого музея-заповедника «Первобытное мореплавание в Беломорье»

2010 год. Проект Кенозерского Национального парка «Реконструкция средневекового пути «Кенский волок» и водно-волокового судна «берестяной каюк», поддержанного Российским гуманитарным научным фондом.

2012 год. Строительство нанайской лодки «эматти» с Нижнего Амура для Музея Мирового Океана и «берещанного каюка» для музея-заповедника «Кижи».

Есть возможность строительства селькупской лодки-пачжи и эвенкийской «дяв»

ДОКЛАД

Кора, ветви и корни деревьев были одними из первых материалов, которые начал использовать древний человек для своих целей. В таёжном поясе Земли незаменимым материалом для нужд человека была на протяжении всей истории кора берёзы – береста.

До сих пор бересту используют, так как в некоторых случаях её просто невозможно заменить другим современным материалом. Опыт по обработке бересты накоплен был огромный. К сожалению, современное общество использует этот опыт очень ограниченно и постоянной тенденцией к сувенирности изделия. Утилитарность вещи становится не главной, как было всегда.

Технологии сбора и обработки бересты у аборигенных народов Северной Америки, Европы, Сибири и Дальнего Востока были в прошлом почти одинаковы. Прослеживается удивительное сходство простейших типов традиционных изделий на огромной протяженности. Например, полотуха из Пинежского района Архангельской области выглядит и делается точно также как и Birch bark basket на Аляске или томук у тофаларов.

Археологи едины в мнении, что берестяная лодка одна из древнейших. Находки в Швеции, Сибири и Японии свидетельствуют об этом. Трудно даже предположить, когда и кем она была изобретена, также как долблёные и тростниковые лодки. Можно только смело сказать, принадлежит она всем этносам которые проживали или мигрировали в тайге. Главное достоинство её состоит в быстроте изготовления с помощью простейших инструментов. С помощью каменного ножа древний человек мог за короткое время построить лёгкое по весу, надежное средство передвижения по воде, с помощью которого заниматься рыболовством, охотой и самое важное преодолевать большие расстояния за короткий срок.

Реконструктивная археология подтверждает возможность использования такого типа лодок не только на реках, но и прибрежном морском плавании.

Мифы и легенды многих народов сохранили упоминания берестяных лодок. «Песнь о Гайавате» Лонгфелло, основанная полностью на эпосе северо-американских индейцев,

описывает технологию изготовления берестяного каноэ от начала до конца, от заготовки материалов до декоративного украшения. На Евразийском пространстве лодка также широко присутствует в сказках, мифах и легендах многих народов.

Путешественниками и этнографами оставлены многочисленные свидетельства бытования берестянок по всей Сибири и Дальнему Востоку. Таможенные книги Московского государства свидетельствуют о бытовании в 17 веке на Вычегде и Северной Двине «берещаных каюков». Из финно-угорских народов, проживающих на Европейской территории, коми и манси называют «сюмод- пыж» своей древнейшей лодкой.

Путешественниками и этнографами с тех пор, когда они начали описывать быт аборигенных народов оставлены многочисленные свидетельства бытования берестянок по всей Сибири и Дальнему Востоку. По их свидетельствам существовало 4 типа лодок: хантыйская или селькупская в Обском бассейне, эвенкийская дяв в Енисейском бассейне, якутская на Лене и амурская оморочка. Каждая имела свои характерные признаки внешнего вида и некоторые особенности конструкции, об этом свидетельствуют фотографии, описания этнографов и сохранившиеся лодки в музеях Хабаровска и Нерюнгри и Енисейска. Вполне возможно, что и другие музеи на территории Сибири и Дальнего Востока имеют в своих коллекциях каркасные берестяные лодки, но сведений об этом автору доклада найти в доступных источниках ( в основном Интернет) не удалось. И пользуясь случаем, обращаюсь к слушателям и читателям доклада с просьбой сообщать об имеющихся у них сведениях по этой теме.

Очень подробно описана технология нанайской лодки «эматти». Зафиксированы на фотографиях лодки эвенков, нанайцев, якутов и других народов. Ещё в 60- х годах на Амуре и Енисее можно было встретить мастеров, которые делали лодки. Вероятно, что лодку для японского Национального музея этнологии в Осаке делал последний мастер Ульчского района Хабаровского края. Как выглядел и мог строится берещаный каюк и сюмод пыж на Вычегде и Северной Двине можно судить только с помощью исторической реконструкции.

Сейчас только народность хэчжэ живущие на Северо-востоке Китая делают берестяные лодки. Музей каноэ в Канаде имеет в коллекции 600 лодок из них более половины берестяные. Коллекция постоянно пополняется, и надо сказать, что музей существует только на средства заработанные своими силами и на средства от благотворительности.

Старейшему судну сохранившемуся от аборигенов Северной Америки свыше 250-ти лет.

По данным Интернета на территории Канады и США существуют несколько десятков мастеров, которые владеют технологией строительства. Свои умения и знания они передают на практике в виде мастер-классов. Мастер-классы могут проводится в

мастерских при музее или на участке около водоёма. Вот пример того как организовывают мастер-класс. Заранее объявляется набор в группу, которая в течении нескольких дней под руководством опытного мастера изготавливает из заранее приготовленного материала каноэ. На изготовленном собственными руками судне группа отправляется в небольшой сплав. Желающие купить готовую лодку имеют не только возможность это сделать, но у их есть богатый выбор. Надо сказать, что цены на ручную работу довольно высокие. Каноэ в зависимости от размера, качества работы и имени мастера от 5 до 10 тысяч долларов. Почти каждый национальный парк в таёжной зоне имеет не по одному берестяному каноэ, некоторые организуют туристические туры на них.

Темой берестяной лодки на Евразийском пространстве я занимаюсь более пяти лет.

Вот некоторые практические шаги по возрождению древнейшей лодки.

Первая лодка была построена в 2007 году.

В 2008 году была построена лодка на которой опытный турист -водник прошёл за 12 дней 600 км. по Северной Двине. На следующий год в рамках проекта Соловецкого музея-заповедника « Древние морские пути» группой мастеров по бересте совместно с А.Мартыновым кандидатом исторических наук, начальником Соловецкой («первобытной») археологической экспедиции была построена лодка для перехода с материка на архипелаг.

В 2010 году в сотрудничестве с Кенозерским национальным парком ( Архангельская обл.) состоялся проект «Реконструкция средневекового пути «Кенский волок» и водно-волокового судна «берестяной каюк», поддержанного Российским гуманитарным научным фондом.

В 2012 году была построена нанайская лодка «эматти» для Музея Мирового Океана и «берещаный каюк» для музея-заповедника Кижи. Каюк участвовал в регате традиционных лодок на Онежском озере, где очень хорошо зарекомендовал себя среди участников гонки.

За этот небольшой промежуток времени появилось множество публикаций и репортажей в СМИ различного уровня. Об археологическом эксперименте на Соловках режиссёром и оператором И.Полещуком был снят полнометражный документальный фильм «Самая лёгкая лодка мира»