gototopgototop
Берестяной шаркунок

Случайное фото
p0000032.jpg
Берестяной опрос
Обработка бересты традиционное занятие каких народов?
 
Видео мастер-классы
Видео мастер-классы с берестой

Кустарные промыслы Вятки

Регионы - Кировская область

В 2000 году в Кирове вышел десятый том «Энциклопедии Земли Вятской» , который посвящён полностью ремёслам. Предоставим слово авторам книги , лучше их вряд-ли кто скажет о бересте Вятского края.

Выдержки из статьи «Берестяники» Перминовой Н.И.
« Распространен этот промысел был повсеместно. Так, к примеру , в Малмыжском уезде в 1875 году было 152 берестяника, а в 1884 уже 384 ; в Вятском уезде , близ губернского города, в 1873 году – 53 человека , в 1890 году – 83 мастера , а в Орловском в 1885 году значится аж 1548 берестяников.»
« Как же украшали вятский бурак? « Памятная книжка Вятской губернии « за 1873 год сообщает: « Бураки Пластининской волости ( Вятский уезд – Прим . авт.) окрашиваются масляными красками, чем специально занимаются восемь человек».
« Вятские губернские ведомости» за 1890 год расширяют эту информацию: « Бураки вырабатывают разных величин и достоинств ( начиная от семи- восьми вершков в поперечнике и кончая игрушечными ). Вятские кустари умеют раскрашивать бураки и вытискивать на них узоры, но делают это менее искусно , чем пермские… В Слободском ещё до ныне выделываются бывшие некогда в большом употреблении берестяные табакерки с фольгой и простые.»
В этой же корреспонденции мы узнаем, что наши бураки находили не только местный сбыт: «но идут также в низовые города, куда отправляются трубами по несколько штук (вкладываясь один в другой как матрешки. – Прим. авт.) …» Далее идет уточнение: «Вятские бураки идут в Кукарку, на Урал и на Волгу».
Итак, Вятский бурак с тиснением, более скромным, чем на Урале, и своей особой грубоватой масляной росписью сложился к концу прошлого века как самобытный промысел.
Радетели ремесленников – работники земского музея и склада – решили облагородить бурачный промысел и расширить ассортимент изделий. Была открыта бесплатная берестяная мастерская. Эталоном стал подобный промысел у соседей. «Вятская газета» за 1895 год писала: «Между тем в Вологодской губернии из бересты давно уже делают резные с фольгой бураки, бурачки и табакерки, но и плетут из бересты разные вещи, как-то: чемоданы, сумочки, ящички, шкатулочки, портфели для бумаг, вырезают рамки для карточек, кружочки под лампы и свечи.
В Вятку был приглашен мастер из Вологды Подосенов. В момент написания статьи в мастерской обучались 5 взрослых человек и 10 подростков. В это же время в 2-х сельских школах (в Елабужском уезде и в селе Бобино Вятского уезда) школьников обучали этому ремеслу две учительницы, уже прошедшие курс в мастерской земства.
Промысел пошел в гору. Но прижились и распространились, надо отметить, не столько шкатулочки и бурачки из прорезной бересты, с подложенной под нее цветной фольгой, очаровавшие земцев, сколько плетеные изделия. Что ж, шкатулка (каповая, обсыпеая, деревянная – резная) была хороша и своя. Также расписанный цветами бурак. А вот плетеные из бересты изделия сразу были востребованы на вятском рынке. Это свидетельствует М.Н.Шатров в 1938 г. в своей книге «Кировские кустари», пропагандируя как основательно сложившийся вятский промысел берестяное плетение. Нам интересно перечисление бытовавших плетеных предметов: «сундучки, шкатулки, чемоданчики, порт-папиросы дорожные с ремнем через плечо, порт-папиросы карманные, рамки для картин и фотографий, погремушки, дорожные погребцы и корзины и много других изделий».
Снова, как сорок три года назад земцы, Шатров предлагает вятским мастерам перенять опыт вологодской артели, работающей около Великого Устюга «по производству прорезных из бересты изделий с хитроумной чеканкой узоров и прокладкой из цветной фольги и бумаги». Но эти рекомендации опять остались лишь пожеланиями.
Хотя в это время было у кого поучиться: тот же Василий Михайлович Петухов (знакомый нам по предыдущей статье), получивший мастерство еще в земских мастерских, продолжает виртуозно работать с разными материалами, в том числе и с берестой в лучших вятских традициях. Он делает шкатулки, чемоданы, редикюли, рамки, подчасники, портфели, даже подстаканники и туфли. Правда, в газетной публикации за 1935 год о нем сказано: «В нашем крае Василий Михайлович чуть ли не единственный мастер по художественному плетению изделий из бересты».
Официальные поминки по берестяникам справили в 1940 году. В обзорной статье по ремеслам в «Кировской правде» напишут: «Берестяное производство сейчас умерло, возродить его никто не пытается».
Наступило иное время и хотя даже в крестьянские избы пришла другая посуда, но бураки хранят, используют, а кое-где народные умельцы продолжают их делать.
Позже, уже в семидесятые годы, вятский бурачок вновь появится в магазинах. Но уже обновленный, как удобная тара для сыпучих продуктов, которая одновременно украсит наши городские кухни. Выполнен он будет в старых вятских традициях – с росписью и тиснением. Но уже из сшивной, пластовой бересты.
Экспедиции научно-исследовательского института художественной промышленности из Москвы совместно с художниками-прикладниками Кировского объединения «Умелец» и фабрики «Идеал» выявили старые центры росписи вятских бураков. Кандидат искусствоведения В.А. Барадулин в пособии для сельских учителей опишет их: «Вязовские бураки (с.Вяз), бураки из города Луза (здесь в 30-х годах была артель – Прим. авт.) делались разного размера и назначения – от детских игрушечных до ведерных. В росписи вятских бураков сложился собственный грубоватый стиль исполнения, в ней сочетались открытые гона – красный, синий, желтый, зеленый. Для нее характерны небольшие растительные мотивы – цветы, бутоны, листья – и простые композиции, в которых цветы группировались в гирлянды, небольшие букетики. Расписанные масляными красками с применением белительных разживок, вятские бураки сразу выделяются среди широко известных разновидностей русской бурачной росписи».

Про современного берестяника В.И.Сергеева в книге целая статья Н.И.Перминовой «Сергеевская береста».
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости проекта