Программа "Берестяная сказка". Автор педагог дополнительного образования Орлова Ирина Борисовна
Технологии - Мастер-классы |
Государственное
образовательное
учреждение
Гимназия № 295
Фрунзенского района
Утверждаю:
Директор гимназии № 295
.....................Кураченков
А.С.
Приказ №......от............2006 г.
“Берестяная
сказка"
дополнительная
образовательная программа
мастерской
«Берестяная сказка»
для учащихся
7-10 лет.
Срок
реализации
программы – 3 года.
Автор: педагог
дополнительного образования
Орлова
Ирина Борисовна.
Консультанты: Мячина
Е.И. – руководитель районного методического
объединения педагогов по прикладному творчеству
Егорова
А.И. – руководитель городского методического
объединения педагогов флордизайна.
Санкт-Петербург
2006 г.
Пояснительная
записка
В наше время заметно возрос интерес к художественному творчеству. Работа, образцом для которой служит традиционное национальное искусство, приносит особое удовлетворение. Труд, направленный на создание полезных в быту вещей, тесно связан с творчеством, что важно для эстетического и трудового воспитания.
В эпоху технического прогресса
особенно необходимо приводить детей к традиционной
культуре. Заинтересовывать
старинными праздниками, обычаями, обрядами, прикладными
ремёслами.
В любой цивилизованной стране мира государство
заботится, оберегает
традиции своего народа. Невозможно полноценное и здоровое
развитие
цивилизации без изучения, сохранения и использования
опыта предков
каждой конкретной местности.
Одной из частей такого культурного наследия является художественная
обработка бересты.
Художественная обработка бересты представляет собой целый спектр направлений: плетение, резьба, тиснение, гравировка. Неизменными остаются методы и приёмы заготовки, хранения, обработки бересты.
Все берестяные изделия можно разделить на две группы:
- изделия, которые изготовлены из целого пласта бересты и обработаны сосновым корнем, лозой, деревом, росписью. Они наиболее просты по форме – кузовки, короба, туеса, набирушки для ягод, латки (широкие низкие посудины для хлеба).
- изделия, плетенные из лент
(лычек)
самых разнообразных форм и назначений, от небольших
затейливых солоников
до больших заплечных пестерей.
Берестяной
промысел возможен только там, где есть лес, возможность
заготавливать
бересту. Но тем и ценен опыт
мастерской«Берестяная сказка», что позволяет в
условиях большого города познакомить детей с ремеслом,
пришедшим
из глубины веков. Дополнительная образовательная
программа «Берестяная
сказка» адаптирована для работы в условиях мегаполиса.
Существуют
определенные сложности работы с
берестой в городе: заготовка бересты, хранение, экономное
расходование
материала. Все это учтено в программе.
Программа рассчитана
на три года обучения, предусматривает последовательное
выполнение
заданий. Занятия носят, главным образом практический
характер.
Работать с берестой могут дети, начиная с 7 лет.
Программа “Плетение из
бересты” имеет художественно-эстетическую
направленность.
Педагогическая
целесообразность программы заключается в том, что она позволяет
решить важные педагогические задачи: формирование
гуманистического
мировоззрения у детей, воспитание коммуникабельных,
разносторонне-развитых,
образованных членов общества, строителей будущей жизни по
законам
прекрасного, независимо от будущей профессии.
Красота
преображает и тех, кто ее
создает, и тех, кто ее воспринимает. Под ее воздействием
меняется
и сам облик людей, нравственный мир, психология.
Данная
программа базируется на знаниях
и умениях, полученных учащимися на уроках
изобразительного искусства,
трудового обучения в школе, реализует их связь с
литературой, историей.
Особенностью
программы « Берестяная сказка» является возможность её реализации в условиях
большого города, где затруднено пополнение запасов бересты, есть
сложности с её
хранением. Педагогом разработаны и подобраны такие изделия, которые с
одной
стороны не требуют больших затрат бересты. С другой стороны позволяют
детям
получить достаточно полное представление
об искусстве плетения из бересты в целом, а также освоить основные
приемы и
способы плетения.
Цели и задачи образовательной
программы
Цель:
· создание условий для развития
творческого
потенциала учащихся в процессе изготовления
художественных изделий
из бересты.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить с историей берестяного промысла, как частью национального наследия;
- познакомить с
искусством обработки бересты;
- научить
правильной и безопасной организации
труда;
- обучить приемам и методам работы с берестой;
- познакомить с
основными свойствами бересты;
- обучить
заготавливать, хранить и экономно
расходовать бересту;
- познакомить с основными законами композиции;
-обучить
технологическим приемам в изготовлении
берестяных изделий.
Развивающие:
-
развивать индивидуальные
творческие способности детей;
- развивать воображение, пространственное мышление детей;
- способствовать
развитию мелкой моторики;
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности человека;
- развивать художественно-эстетический вкус и творческий подход к выполнению заданий различной сложности;
- воспитывать
коммуникативные навыки;
- через знакомство с культурным прошлым России формировать чувство патриотизма и национальной гордости.
Условия
реализации образовательной программы
Программа
адресована учащимся гимназии
7-10 лет, желающим создавать изделия из бересты.
Программа
рассчитана на 3 года обучения:
первый
год – 36 учебных часов,
второй
год – 36 учебных часов,
третий год –36 учебных часов.
Учащиеся занимаются
один раз в неделю по одному академическому
часу.
Учитывая желание ребёнка заниматься дальше, программа может быть продлена в форме творческой мастерской.
Форма занятий групповая.
Наполняемость групп:
первый год обучения – 15 человек;
второй год обучения – 12 человек;
третий год обучения – 10 человек.
Ожидаемые результаты
реализации образовательной
программы
К концу первого года обучения учащийся должен:
- познакомиться с историей берестяного промысла;
- научиться правильной и безопасной организации труда;
- познакомиться с основными свойствами бересты;
- получить сведения о заготовке, обработке, хранении и экономном расходовании бересты;
- освоить простейшие приемы работы с пластовой берестой;
- освоить плетение различных видов плетешков;
- научиться использовать бересту в декорировании изделий
( в рамках программы);
- познакомиться с основами косого плетения;
У учащихся улучшается мелкая моторика. Развиваются коммуникативные навыки, дети становятся доброжелательными по отношению друг к другу и к педагогу.
К концу второго года обучения учащийся
должен:
-
познакомиться с основными законами композиции;
- освоить некоторые технологические приемы косого
плетения,
при плетении изделий с изменением
формы дна;
- научиться плетению изделий с изменением количества
лычек;
- познакомиться с основами прямого плетения;
- улучшится пространственное воображение и мышление.
К
концу третьего года обучения учащийся
должен:
- освоить приемы прямого плетения, а также научиться работать с шаблонами;
- научиться плести изделия сложных форм;
- улучшится художественно-эстетический вкус;
- проявится уважительное отношение к трудовой
деятельности человека.
У учащихся улучшится художественно-эстетический вкус, формируется чувство патриотизма, через знакомство с культурным прошлым России.
К концу обучения по
программе, у учащихся
проявятся аккуратность, прилежание, терпение, умение доводить начатую
работу до
конца, бережное отношение к материалу.
Результативность освоения учащимися данной программы осуществляется через использование разнообразных способов проверки:
·текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
· тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
· самоконтроль.
Основными критериями оценки работ учащихся являются:
внешний вид изделия (аккуратность, плотность плетения), правильность выполнения основных приемов плетения.
Формы подведения итогов
реализации программы
Практическим результатом на каждом этапе является создание ребенком собственных работ, сначала простых
(закладки, бусы, походные ложки), потом более сложных (стаканчик, солонка, футляр для ножниц и т.д.).
Каждая
созданная работа наглядно
показывает возможности и степень овладения мастерством каждого ученика.
О результатах детей, занимающихся в мастерской, можно судить по выставкам работ в гимназии, ежегодному участию в районных, городских выставках и конкурсах.
Способы отслеживания
и контроля результатов
Детей объединяет сам творческий процесс, обсуждение результатов, проведение выставок. Взаимоотношения в коллективе заметно меняются: дети становятся более терпимыми, добрыми
Каждая
созданная работа наглядно показывает возможности и
степень овладения
мастерством каждого ученика. Постепенно создавая работы
и малых,
и больших форм сами ребята, педагогии видят
качественный и творческий рост от работы к работе. Все
удачи поощряются, все недочеты мягко исправляются на
практике. Анализируя
творческий процесс каждого ребенка и созданные им работы,
педагог
вырабатывает дифференцированный и индивидуальный
подход к учащимся.
Очень важен в мастерской элемент
творческого соревнования. Учитываются результаты
каждого занятия.
Два раза в год, в декабре и мае, подводятся итоги
и победители, в каждой группе, награждаются
берестяной звездой.
На протяжении всего
процесса
обучения дети учатся правильно анализировать и оценивать свою работу.
Их
оценочная деятельность предусматривает следующие этапы:
- оценка педагога;
- совместная оценка
учащегося и педагога;
- самооценка.
Учебно-тематический
план
1-й год обучения
(36 часов)
№
п/п
|
Темы:
|
Общее количество часов
|
В том числе:
| ||
Теорети-ческие (час.)
|
Практи- ческие (час.)
| ||||
1.
|
Вводное
занятие.
|
1
|
0,5
|
0,5
| |
2.
|
Основы
работы с берестой.
|
4
|
1
|
3
| |
3.
|
Изделия
из пластовой бересты.
|
2
|
0,5
|
1,5
| |
4.
|
Плетешки.
|
5
|
1
|
4
| |
5.
|
Использование
бересты для декорирования изделий.
|
4
|
1
|
3
| |
6.
|
Экскурсия.
|
1
|
1
|
| |
7.
|
Основы
косого плетения. Плетение простых изделий.
|
19
|
1
|
24
| |
ИТОГО:
|
36
|
6
|
30
|
Учебно-тематический план
2-й год обучения
(36 часов)
№
п/п
|
Темы:
|
Общее количество часов
|
В том числе:
| |
Теоретические (час.)
|
Практи- ческие (час.)
| |||
1
|
Вводное
занятие.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
2
|
Косое
плетение.
|
7
|
1,5
|
5,5
|
3
|
Прямое плетение.
|
2
|
0,5
|
1,5
|
4
|
Плетение
изделий с изменением количества лычек.
|
25
|
3,5
|
21,5
|
5
|
Экскурсия.
|
1
|
1
|
|
ИТОГО:
|
36
|
7
|
29
|
Учебно-тематический
план
3-й год обучения
(36 часов)
№
п/п.
|
Темы:
|
Общее количество часов
|
В том числе:
| |
Теорети-ческие (час.)
|
Практи- ческие (час.)
| |||
1.
|
Вводное
занятие.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
2.
3.
|
Прямое плетение.
Экскурсия.
|
10
1
|
2
1
|
8
|
4.
|
Плетение
изделий сложных форм.
|
24
|
1,5
|
22,5
|
ИТОГО:
|
36
|
5
|
31
|
Содержание образовательной
программы
Первый год обучения
п / п
|
Тема.
|
Теория.
|
Практика.
|
| ||
1.
|
Вводное занятие.
|
Знакомство в группах.
Беседа о целях и задачах
мастерской.
История берестяного
промысла.
Плетение из бересты как вид
декоративно-прикладного
искусства.
Инструменты и материалы,
используемые на занятиях.
Техника безопасности.
|
Просмотр
образцов плетеных изделий, иллюстраций.
Знакомство с инструментами для обработки и плетения из
бересты.
|
| ||
2.
|
Основы работы с берестой.
|
Сведения о заготовке, обработке и хранении бересты. Основные свойства бересты. Скручиваемость бересты при термической обработке.
Мочалка для мытья посуды.
Технология.
Бусы. Технология изготовления
и сборки бус.
Пейзаж из бересты в рамке.
Технология.
|
Просмотр образцов, иллюстраций.
Изготовление мочалки из бересты.
Изготовление
бусин из бересты, конической, цилиндрической форм. Сборка
бус.
Выбор интересного фрагмента из наростов на бересте. Выполнение
рамки из скрученных полос бересты.
|
| ||
3.
4.
5.
6.
|
Изделия из пластовой
бересты.
Плетешки.
Использование бересты для
декорирования изделий.
Экскурсия.
|
Особенности изготовления изделий из пластовой бересты.
Походная ложка.
Технология изготовления.
Плетешки, понятие, некоторые
виды.
Правила нарезки лычек. Плетения уголками.
Технология.
Закладка для книги.
Технология.
Браслет. Технология.
Плетение оберега
«Звездочка». Понятие оберега. Технология.
Беседа об использовании
бересты для декорирования изделий. Технология
изготовления изделий
Рамка для фотографии. Технология.
Новогодние игрушки. Технология.
Экскурсия в этнографический музей, знакомство с работами мастеров берестяного промысла.
|
Особенности изготовления изделий из пластовой бересты. Просмотр образцов.
Зачистка прута черемухи или ивы. Вырезание круга из бересты. Сборка ложки.
Плетение уголками.
Самостоятельная нарезка лычек.
Плетение закладки из двух лычек.
Изготовление
браслета, способом оплетения двойного обруча
лентой бересты. Выполнение различных вариантов узоров.
Заплетение 4-х лычек в неразъемный квадрат. Плетение лучей звездочки.
Декорирование рамки геометрическими фигурами из бересты. Изготовление задней стенки рамки. Сборка рамки/
Изготовление
новогодних игрушек, на основе кругов из бересты различных
размеров.
| |||
7.
|
Основы косого
плетения. Плетение простых изделий.
|
Основы технологии косого плетения. Особенности выполнения углов в основании изделия. Способы заплетения верха изделий.
Стаканчик.
Технология.
Разновидности
солонок. Плетение солонки. Технология.
Плетение футляра для ножниц. Технология. Особенности
плетения из 4-х лычек.
Плетение вазы на ножках. Технология. Способы
выполнения ножек на изделиях.
|
Просмотр образцов, иллюстраций.
Набор коврика 4х4.
Образование углов в основании изделия.
Плетение изделия высотой 3.5 клетки. Выполнение верхнего края
уголками. Заплетение изделия вторым слоем.
Набор коврика 4х4.
Образование углов в основании изделия.
Плетение изделия высотой 3.5 клетки. Выполнение ровного верхнего
края. Заплетение изделия вторым слоем.
Набор коврика 2х2.
Плетение изделия высотой 3.5 клетки. Выполнение верхнего края уголками. Заплетение изделия вторым слоем.
Набор коврика 6х6.
Образование углов в основании изделия.
Плетение изделия высотой 2.5 клетки. Выполнение верха изделия чередованием уголков и ровного края.
Заплетение изделия вторым слоем.
|
| ||
Второй год обучения
п/п
|
Тема.
|
Теория.
|
Практика.
|
1.
2.
3.
|
Вводное занятие.
Косое плетение.
Прямое плетение.
|
Беседа о целях и задачах
мастерской в текущем году.
Повторение изученного на 1 году обучения. Плетение подвесного
стаканчика. Технология.
Плетение коробочки для салфеток. Технология. Особенности выполнения дна прямоугольной формы.
Знакомство с прямым плетением. Плетение
салфетки. Технология.
Особенности заплетения края
изделия с дополнительной лычкой.
|
Просмотр образцов плетеных
изделий, иллюстраций.
Набор коврика 4х4.
Образование углов в основании изделия.
Плетение изделия высотой 3.5 клетки. Выполнение верхнего края изделия уголками. Заплетение изделия вторым слоем.
Набор коврика 8х8.
Образование углов в
основании изделия. Плетение изделия высотой 3 клетки.
Выполнение верха изделия чередованием
уголков и ровного края. Заплетение изделия вторым слоем.
Набор коврика 8х8.
Плетение края изделия с
применением дополнительной лычки.
Заплетение изделия вторым
слоем.
|
4.
5.
|
Плетение изделий с
изменением количества лычек.
Экскурсия.
|
Особенности плетения изделий с изменением количества лычек. Технология «убавки» лычек с образованием плечиков.
Плетение
дорожной солонки (солонки с горлышком).
Технология. Особенности плетения горлышка.
Плетение шкатулки с крышкой.
Технология. Особенности
«убавки» лычек со смещением плечика, относительно углов
основания изделия.
Особенности плетения крышек
для изделий.
Плетение стаканчика для карандашей. Технология. Особенности выполнения
прибавок лычек.
Экскурсия в Русский музей,
отдел «Народное творчество». Знакомство
с работами народных мастеров берестяного промысла.
|
Просмотр образцов, где есть
изменение количества лычек при плетении.
Набор коврика 4х4.
Образование углов в основании изделия. Плетение изделия
высотой 3,5 клетки. «Убавка» лычек на высоте 3-х клеток и
образование плечиков над углами изделия. Плетение
горлышка высотой в 1 клетку. Выполнение ровного верхнего
края.
Заплетение изделия вторым
слоем.
Набор
коврика 6х6. Образование углов в основании изделия.
На высоте 2-х клеток«убавка» лычек и образование
плечиков в середине относительно углов основания
изделия. Плетение горлышка высотой в 1 клетку. Выполнение
ровного верхнего края.
Заплетение изделия вторым
слоем.
Плетение крышки. Набор коврика 4х4.
Образование углов в основании изделия. Плетение изделия
высотой в 1 клетку. Выполнение ровного верхнего края.
Заплетение крышки вторым слоем.
Набор коврика 4х4. Образование углов в основании изделия. Плетение изделия на высоту 2-х клеток. Прибавка лычек 4-х лычек.
Плетение изделия на высоту 2.5 клеток от прибавки лычек.
Выполнение верхнего края
изделия уголками.
|
Третий год обучения
№
|
Тема
|
Теория.
|
Практика.
|
1.
|
Вводное занятие.
|
Беседа о целях и задачах
мастерской в текущем году.
|
Просмотр образцов плетеных
изделий, иллюстраций.
|
2.
3.
4.
|
Прямое плетение.
Экскурсия.
Плетение изделий сложных форм. |
Особенности прямого плетения.
Использование шаблонов. Плетение суперобложки для книги. Технология. Особенности работы с шаблоном
из картона.
Плетение солонки кубиком.
Технология.
Особенности работы с деревянным шаблоном. Выполнение плечиков в прямом плетении. Особенности плетения горловины изделия.
Плетение канцелярского
набора из трех предметов.. Технология.
Способы сборки.
Экскурсия на выставку
декоративно-прикладного искусства.
Плетение корзинки. Технология. Способы изготовления ручек в
корзинах.
Плетение
сухарницы с объемным краем.
Технология. Особенности
выполнения объемного края.
Плетение сувенирных лаптей. Технология. Особенности плетения. |
Просмотр образцов.
Набор коврика 10х17. Работа по
шаблону из картона. Заплетение изделия вторым слоем.
Набор коврика 3х3. Плетение изделия по деревянному шаблону. «Убавка» лычек на высоте 3-х
клеток и образование плечиков над углами изделия.
Плетение горловины.
Заплетение изделия вторым слоем.
Изделие №1.
Набор коврика 4х4. Плетение по деревянному шаблону. Плетение изделия высотой 6 клеток. Выполнение ровного верхнего
края.
Заплетение изделия вторым
слоем.
Изделие №2.
Набор коврика 4х4. Плетение по деревянному шаблону. Плетение изделия высотой 4 клетки. Выполнение ровного верхнего
края.
Заплетение изделия вторым
слоем.
Изделие №3. Набор коврика 2х4. Плетение изделия высотой 2 клетки. Выполнение ровного верхнего
края.
Заплетение изделия вторым слоем.
Сборка канцелярского набора.
Набор коврика 6х6.
Образование углов в основании изделия.
Высота изделия 2.5 клетки.
Выполнение ровного верхнего края. Заплетение изделия
вторым слоем.
Вплетение
ручки в край корзины.
Набор коврика 6х6.
Образование углов в основании изделия.
Высота изделия 2.5 клетки. Верх
заплетается объемный с помощью дополнительной лычки.
Заплетение изделия вторым слоем.
Набор коврика 2х2.
Вставка 1-й дополнительной
лычки (стойки), плетение носка. Плетение подошвы. Вставка 2-й
дополнительной лычки, плетение бортика. Плетение
пятки. Выполнение ровного верхнего края. Заплетение
изделия вторым слоем.
|
Методическое
обеспечение программы
Формы и методы
работы
Работа
с берестой – процесс трудоемкий, требующий усидчивости,
развитого
воображения, фантазии, планомерных действий, умения
анализировать
и прогнозировать результат. Не все
дети обладают этими качествами. Поэтому все этапы работы
продуманы
и выбран наиболее рациональный ритм обучения.
Форма
проведения занятий может быть различной:
- занятие;
-
творческая мастерская;
-
посещение и участие в выставках;
- посещение музеев.
Чаще всего используется комбинированная форма занятия, которая включает в себя теоретическую часть (беседа, просмотр книг и образцов изделий, учебная игра) и практическую часть - освоение приемов работы, изготовление образцов и изделий на их основе.
Приемы
и методы организации учебно-воспитательного процесса
В мастерскую приходят дети с разным характером и разной степенью одаренности. Отношение взрослого должно быть предельно доброжелательным. Необходимо отмечать каждое, даже маленькое, достижение ребенка. Чрезвычайно важно правильно относиться к неумению, неуспеху, ошибкам, чтобы ребенок не переносил замеченную взрослым ошибку, свое неумение, на оценку своих способностей в целом, а научился, совместно с педагогом, анализировать, понимать, в чем у него трудности.
Занятия
построены таким образом, что теоретические и практические
знания
даются всей группе. Дальнейшая работа ведется с каждым
учеником индивидуально,
учитывая его возможности, возрастные и личностные
особенности.
Теоретическая
часть занятия включает в себя:
- постановку целей и
объяснение задач (анализ образцов, подбор
материалов, инструментов, пособий);
- изложение нового материала (проводится
в форме беседы на основе уже пройденного материала и
полученных
ранее знаний, с показом новых технологических приемов);
- инструктаж
о соблюдении правил техники безопасности.
Практическая
часть занятий строится
на основе следующих принципов:
В зависимости от способностей ученика используются различные методы, в основе которых лежит деятельность ребенка:
· подражательная (репродуктивная),
· частично-подражательная,
· творческая.
Процесс
обучения построен от простого к сложному. На простых и
малых формах
отрабатываются приемы плетения, что позволяет постепенно
почувствовать
материал, его теплоту, увидеть многообразие форм, цветов,
оттенков,
побуждает детей к творчеству, дает
возможность поверить в свои силы, полюбить
этот вид творчества и пробудить желание заниматься
дальше. Необходимо развивать личность ребенка,
уверенность в его силах, предоставлять ему возможность
показать лучшие, наиболее удачные работы на выставках:
отчетных, городских,
районных, международных. Уже в конце 1-го года обучения
ребята участвуют
в отчетной выставке в гимназии.
По каждой выполненной работе все члены
мастерской высказывают свое мнение: разбираются
достоинства и недостатки,
что помогает всем ученикам еще раз закрепить полученные
знания и учесть
возможные ошибки. Детям, выполнившим задание быстрее
других, даются
дополнительные задания.
Требования к качеству работ повышаются
медленно и постепенно.
Это
позволяет достичь хороших результатов
обучения.
В
конце каждого занятия проводится
анализ работы и дается оценка.
Большое внимание уделяется созданию
работ, требующих коллективного участия. В гимназии имеется
коллекция
интересных работ.
Дети
с удовольствием украшают своими работами классы гимназии,
дарят
своим друзьям, воспитателям, учителям, показывают работы
на выставках.
У
детей появляется чувство гордости
за выполненную своими руками работу.
Материальное
обеспечение образовательной программы
Занятия по плетению из бересты
производятся
в оборудованном кабинете. Кабинет имеет оригинальное
оформление.
Представлены работы из бересты, выполненные учащимися.
В большом плетеном ларце хранятся образцы
изделий. Их можно внимательно рассмотреть и поставить перед
собой,
на рабочем столе. Это позволяет сразу представить, какое
изделие
должно получиться.
Техническое оснащение
занятий
Для занятий необходимо:
Оборудование:
· столы,
· стулья,
· учебная доска.
Инструменты:
· ножницы,
· скрепки,
· линейки деревянные и металлические разной длины,
· пинцет,
· нож косяк,
· кочедык,
· шаблон для нарезки бересты, из жести (по образцу М.С.Кочева);
· ленторез (по образцу Ф.Ф. Трапезникова),
· шаблоны деревянные,
· шило,
· карандаши,
· ластики.
Материалы:
· береста,
· текстурная бумага, имитирующая бересту,
· мел.
Дидактический
материал
1. Образцы изделий.
2. Папка с фотографиями образцов изделий.
3. Папка с материалами сайта «Северная береста», по истории берестяного промысла.
4. Книги по плетению из бересты, декоративно-прикладному искусству.
5. Фонд детских изделий.
6. Альбом с
фотографиями детских работ.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.
· В.А.
Барадулин «Сельскому учителю о народных
промыслах», М., 1979
· Ф.Ф.
Трапезников «Плетение ивового прута
и бересты», М., 1992
· В.И. Клевцов «
Плетение из бересты», С-Петербург,
1996
· Н.И. Данников «Дерево жизни», изд. Лабиринт, 1993
· М.С. Кочев
«Секреты бересты», Сыктывкар,
2000
· В.В. Финягин
«Изделия из бересты» АСТ «Астрель»
Москва 2001
· Н.Е. Белякова
«Изделия из бересты» КОРОНА
принт 2006
· А.М. Гукасова "Рукоделие в начальных классах", М., 1987
· материалы сайта
«Северная береста» http://tues.narod.ru/index.htm
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ
ДЕТЕЙ
· М.С. Кочев «Секреты бересты», Сыктывкар, 2000
· В.В. Финягин «Изделия из бересты» АСТ «Астрель» Москва 2001
· Н.Е. Белякова «Изделия из бересты» КОРОНА принт 2006
· История ремесел. Детская энциклопедия. – М., 2000.
· Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта: Кн. для чтения в общеобразовательных учреждениях. – М., 1998.
< Предыдущая | Следующая > |
---|