gototopgototop
Берестяной шаркунок

Случайное фото
p0000010.jpg
Берестяной опрос
Обработка бересты традиционное занятие каких народов?
 
Видео мастер-классы
Видео мастер-классы с берестой

Программа "Берестяная сказка". Ав­тор пе­да­гог до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зо­ва­ния Ор­ло­ва Ири­на Бо­ри­сов­на

Технологии - Мастер-классы

Го­су­дар­ст­вен­ное об­ра­зо­ва­тель­ное уч­ре­ж­де­ние

Гим­на­зия № 295

Фрун­зен­ско­го рай­она

 

Ут­вер­ждаю:

Ди­рек­тор гим­на­зии № 295

.....................Ку­ра­чен­ков А.С.

При­каз №......от............2006 г.

 

 

 

 

“Бе­ре­стя­ная сказ­ка"

до­пол­ни­тель­ная об­ра­зо­ва­тель­ная про­грам­ма

мас­тер­ской «Бе­ре­стя­ная сказ­ка»

для уча­щих­ся 7-10 лет.

 

 

 

Срок реа­ли­за­ции про­грам­мы – 3 го­да.

 

 

Ав­тор: пе­да­гог до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зо­ва­ния

Ор­ло­ва Ири­на Бо­ри­сов­на.

 

 

 

Кон­суль­тан­ты: Мя­чи­на Е.И. – ру­ко­во­ди­тель рай­он­но­го ме­то­ди­че­ско­го объ­е­ди­не­ния пе­да­го­гов по при­клад­но­му твор­че­ст­ву

Его­ро­ва А.И. – ру­ко­во­ди­тель го­род­ско­го ме­то­ди­че­ско­го объ­е­ди­не­ния пе­да­го­гов флор­ди­зай­на.

 

 

Санкт-Пе­тер­бург

2006 г.


 

По­яс­ни­тель­ная за­пис­ка


В на­ше вре­мя за­мет­но воз­рос ин­те­рес к ху­до­же­ст­вен­но­му твор­че­ст­ву. Ра­бо­та, об­раз­цом для ко­то­рой слу­жит тра­ди­ци­он­ное на­цио­наль­ное ис­кус­ст­во, при­но­сит осо­бое удов­ле­тво­ре­ние. Труд, на­прав­лен­ный на соз­да­ние по­лез­ных в бы­ту ве­щей, тес­но свя­зан с твор­че­ст­вом, что важ­но для эс­те­ти­че­ско­го и тру­до­во­го вос­пи­та­ния.

В эпо­ху тех­ни­че­ско­го про­грес­са осо­бен­но не­об­хо­ди­мо при­во­дить де­тей к тра­ди­ци­он­ной куль­ту­ре. За­ин­те­ре­со­вы­вать ста­рин­ны­ми празд­ни­ка­ми, обы­чая­ми, об­ря­да­ми, при­клад­ны­ми ре­мёс­ла­ми. В лю­бой ци­ви­ли­зо­ван­ной стра­не ми­ра го­су­дар­ст­во за­бо­тит­ся, обе­ре­га­ет тра­ди­ции сво­его на­ро­да. Не­воз­мож­но пол­но­цен­ное и здо­ро­вое раз­ви­тие ци­ви­ли­за­ции без изу­че­ния, со­хра­не­ния и ис­поль­зо­ва­ния опы­та пред­ков ка­ж­дой кон­крет­ной ме­ст­но­сти.
Од­ной из час­тей та­ко­го куль­тур­но­го на­сле­дия яв­ля­ет­ся ху­до­же­ст­вен­ная об­ра­бот­ка бе­ре­сты.

Ху­до­же­ст­вен­ная об­ра­бот­ка бе­ре­сты пред­став­ля­ет со­бой це­лый спектр на­прав­ле­ний: пле­те­ние, резь­ба, тис­не­ние, гра­ви­ров­ка. Не­из­мен­ны­ми ос­та­ют­ся ме­то­ды и приё­мы за­го­тов­ки, хра­не­ния, об­ра­бот­ки бе­ре­сты.


Все бе­ре­стя­ные из­де­лия мож­но раз­де­лить на две груп­пы:

- из­де­лия, ко­то­рые из­го­тов­ле­ны из це­ло­го пла­ста бе­ре­сты и об­ра­бо­та­ны со­сно­вым кор­нем, ло­зой, де­ре­вом, рос­пи­сью. Они наи­бо­лее про­сты по фор­ме – ку­зов­ки, ко­ро­ба, туе­са, на­би­руш­ки для ягод, лат­ки (ши­ро­кие низ­кие по­су­ди­ны для хле­ба).


- из­де­лия, пле­тен­ные из лент (лы­чек) са­мых раз­но­об­раз­ных форм и на­зна­че­ний, от не­боль­ших за­тей­ли­вых со­ло­ни­ков до боль­ших за­плеч­ных пес­те­рей.

 

Бе­ре­стя­ной про­мы­сел воз­мо­жен толь­ко там, где есть лес, воз­мож­ность за­го­тав­ли­вать бе­ре­сту. Но тем и це­нен опыт

 

мас­тер­ской«Бе­ре­стя­ная сказ­ка», что по­зво­ля­ет в ус­ло­ви­ях боль­шо­го го­ро­да по­зна­ко­мить де­тей с ре­мес­лом, при­шед­шим из глу­би­ны ве­ков. До­пол­ни­тель­ная об­ра­зо­ва­тель­ная про­грам­ма «Бе­ре­стя­ная сказ­ка» адап­ти­ро­ва­на для ра­бо­ты в ус­ло­ви­ях ме­га­по­ли­са.

Су­ще­ст­ву­ют оп­ре­де­лен­ные слож­но­сти ра­бо­ты с бе­ре­стой в го­ро­де: за­го­тов­ка бе­ре­сты, хра­не­ние, эко­ном­ное рас­хо­до­ва­ние ма­те­риа­ла. Все это уч­те­но в про­грам­ме.

Про­грам­ма рас­счи­та­на на три го­да обу­че­ния, пре­ду­смат­ри­ва­ет по­сле­до­ва­тель­ное вы­пол­не­ние за­да­ний. За­ня­тия но­сят, глав­ным об­ра­зом прак­ти­че­ский ха­рак­тер.

Ра­бо­тать с бе­ре­стой мо­гут де­ти, на­чи­ная с 7 лет.

 

Про­грам­ма “Пле­те­ние из бе­ре­сты” име­ет ху­до­же­ст­вен­но-эс­те­ти­че­скую на­прав­лен­ность.

 

Пе­да­го­ги­че­ская це­ле­со­об­раз­ность про­грам­мы за­клю­ча­ет­ся в том, что она по­зво­ля­ет ре­шить важ­ные пе­да­го­ги­че­ские за­да­чи: фор­ми­ро­ва­ние гу­ма­ни­сти­че­ско­го ми­ро­воз­зре­ния у де­тей, вос­пи­та­ние ком­му­ни­ка­бель­ных, раз­но­сто­рон­не-раз­ви­тых, об­ра­зо­ван­ных чле­нов об­ще­ст­ва, строи­те­лей бу­ду­щей жиз­ни по за­ко­нам пре­крас­но­го, не­за­ви­си­мо от бу­ду­щей про­фес­сии.

Кра­со­та пре­об­ра­жа­ет и тех, кто ее соз­да­ет, и тех, кто ее вос­при­ни­ма­ет. Под ее воз­дей­ст­ви­ем ме­ня­ет­ся и сам об­лик лю­дей, нрав­ст­вен­ный мир, пси­хо­ло­гия.

Дан­ная про­грам­ма ба­зи­ру­ет­ся на зна­ни­ях и уме­ни­ях, по­лу­чен­ных уча­щи­ми­ся на уро­ках изо­бра­зи­тель­но­го ис­кус­ст­ва, тру­до­во­го обу­че­ния в шко­ле, реа­ли­зу­ет их связь с ли­те­ра­ту­рой, ис­то­ри­ей.

Особенностью программы « Берестяная сказка» является возможность её реализации в условиях большого города, где затруднено пополнение запасов бересты, есть сложности с её хранением. Педагогом разработаны и подобраны такие изделия, которые с одной стороны не требуют больших затрат бересты. С другой стороны позволяют детям получить достаточно полное представление об искусстве плетения из бересты в целом, а также освоить основные приемы и способы плетения.

 

Це­ли и за­да­чи об­ра­зо­ва­тель­ной про­грам­мы


Цель:

·       соз­да­ние ус­ло­вий для раз­ви­тия твор­че­ско­го по­тен­циа­ла уча­щих­ся в про­цес­се из­го­тов­ле­ния ху­до­же­ст­вен­ных из­де­лий из бе­ре­сты.

За­да­чи:


Об­ра­зо­ва­тель­ные:

 

-по­зна­ко­мить с ис­то­ри­ей бе­ре­стя­но­го про­мыс­ла, как ча­стью на­цио­наль­но­го на­сле­дия;

-   по­зна­ко­мить с ис­кус­ст­вом об­ра­бот­ки бе­ре­сты;

-   нау­чить пра­виль­ной и безо­пас­ной ор­га­ни­за­ции тру­да;

-   обу­чить прие­мам и ме­то­дам ра­бо­ты с бе­ре­стой;

-   по­зна­ко­мить с ос­нов­ны­ми свой­ст­ва­ми бе­ре­сты;

-   обу­чить за­го­тав­ли­вать, хра­нить и эко­ном­но рас­хо­до­вать бе­ре­сту;

-   по­зна­ко­мить с ос­нов­ны­ми за­ко­на­ми ком­по­зи­ции;

-обу­чить тех­но­ло­ги­че­ским прие­мам в из­го­тов­ле­нии бе­ре­стя­ных из­де­лий.

 

Раз­ви­ваю­щие:

 

- раз­ви­вать ин­ди­ви­ду­аль­ные твор­че­ские спо­соб­но­сти де­тей;

-   раз­ви­вать во­об­ра­же­ние, про­стран­ст­вен­ное мыш­ле­ние де­тей;

-   спо­соб­ст­во­вать раз­ви­тию мел­кой мо­то­ри­ки;

 

Вос­пи­та­тель­ные:

 

-   вос­пи­ты­вать ува­жи­тель­ное от­но­ше­ние к тру­до­вой дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка;

-   раз­ви­вать ху­до­же­ст­вен­но-эс­те­ти­че­ский вкус и твор­че­ский под­ход к вы­пол­не­нию за­да­ний раз­лич­ной слож­но­сти;

-   вос­пи­ты­вать ком­му­ни­ка­тив­ные на­вы­ки;

-   че­рез зна­ком­ст­во с куль­тур­ным про­шлым Рос­сии фор­ми­ро­вать чув­ст­во пат­рио­тиз­ма и на­цио­наль­ной гор­до­сти.

 

Ус­ло­вия реа­ли­за­ции об­ра­зо­ва­тель­ной про­грам­мы


Про­грам­ма ад­ре­со­ва­на уча­щим­ся гим­на­зии 7-10 лет, же­лаю­щим соз­да­вать из­де­лия из бе­ре­сты.

 

Про­грам­ма рас­счи­та­на на 3 го­да обу­че­ния:

пер­вый год – 36 учеб­ных ча­сов,

вто­рой год – 36 учеб­ных ча­сов,

тре­тий год –36 учеб­ных ча­сов.

Уча­щие­ся за­ни­ма­ют­ся один раз в не­де­лю по од­но­му ака­де­ми­че­ско­му ча­су.

Учи­ты­вая же­ла­ние ре­бён­ка за­ни­мать­ся даль­ше, про­грам­ма мо­жет быть про­дле­на в фор­ме твор­че­ской мас­тер­ской.

 

Фор­ма за­ня­тий груп­по­вая.

 

На­пол­няе­мость групп:

пер­вый год обу­че­ния – 15 че­ло­век;

вто­рой год обу­че­ния – 12 че­ло­век;

тре­тий год обу­че­ния – 10 че­ло­век.

 

Ожи­дае­мые ре­зуль­та­ты реа­ли­за­ции об­ра­зо­ва­тель­ной

про­грам­мы

 

К концу первого года обучения учащийся должен:

 

- познакомиться с историей берестяного промысла;

- научиться правильной и безопасной организации труда;

- познакомиться с основными свойствами бересты;

- получить сведения о заготовке, обработке, хранении и экономном расходовании бересты;

- освоить простейшие приемы работы с пластовой берестой;

- освоить плетение различных видов плетешков;

- научиться использовать бересту в декорировании изделий

( в рамках программы);

- познакомиться с основами косого плетения;

У учащихся улучшается мелкая моторика. Развиваются коммуникативные навыки, дети становятся доброжелательными по отношению друг к другу и к педагогу.

 

К концу второго года обучения учащийся должен:

 

- познакомиться с основными законами композиции;

- освоить некоторые технологические приемы косого

плетения, при плетении изделий с изменением формы дна;

- научиться плетению изделий с изменением количества

лычек;

- познакомиться с основами прямого плетения;

- улучшится пространственное воображение и мышление.

К концу третьего года обучения учащийся должен:

 

- освоить приемы прямого плетения, а также научиться работать с шаблонами;

- научиться плести изделия сложных форм;

- улучшится художественно-эстетический вкус;

- проявится уважительное отношение к трудовой

деятельности человека.

 

У учащихся улучшится художественно-эстетический вкус, формируется чувство патриотизма, через знакомство с культурным прошлым России.

К концу обучения по программе, у учащихся проявятся аккуратность, прилежание, терпение, умение доводить начатую работу до конца, бережное отношение к материалу.

Результативность освоения учащимися данной программы осуществляется через использование разнообразных способов проверки:

·текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;

·   тематический контроль умений и навыков после изучения тем;

·   самоконтроль.

Основными критериями оценки работ учащихся являются:

внешний вид изделия (аккуратность, плотность плетения), правильность выполнения основных приемов плетения.

 

Формы подведения итогов реализации программы


Прак­ти­че­ским ре­зуль­та­том на ка­ж­дом эта­пе яв­ля­ет­ся соз­да­ние ре­бен­ком соб­ст­вен­ных ра­бот, сна­ча­ла про­стых

(за­клад­ки, бу­сы, по­ход­ные лож­ки), по­том бо­лее слож­ных (ста­кан­чик, со­лон­ка, фут­ляр для нож­ниц и т.д.).

Каждая созданная работа наглядно показывает возможности и степень овладения мастерством каждого ученика.

О ре­зуль­та­тах де­тей, за­ни­маю­щих­ся в мас­тер­ской, мож­но су­дить по выставкам работ в гимназии, еже­год­но­му уча­стию в рай­он­ных, го­род­ских вы­став­ках и кон­кур­сах.

 

Спо­со­бы от­сле­жи­ва­ния и кон­тро­ля ре­зуль­та­тов


Де­тей объ­е­ди­ня­ет сам твор­че­ский про­цесс, об­су­ж­де­ние ре­зуль­та­тов, про­ве­де­ние вы­ста­вок. Взаи­мо­от­но­ше­ния в кол­лек­ти­ве за­мет­но ме­ня­ют­ся: де­ти ста­но­вят­ся бо­лее тер­пи­мы­ми, до­б­ры­ми

Ка­ж­дая соз­дан­ная ра­бо­та на­гляд­но по­ка­зы­ва­ет воз­мож­но­сти и сте­пень ов­ла­де­ния мас­тер­ст­вом ка­ж­до­го уче­ни­ка. По­сте­пен­но соз­да­вая ра­бо­ты и ма­лых, и боль­ших форм са­ми ре­бя­та, пе­да­го­гии ви­дят ка­че­ст­вен­ный и твор­че­ский рост от ра­бо­ты к ра­бо­те. Все уда­чи по­ощ­ря­ют­ся, все не­до­че­ты мяг­ко ис­прав­ля­ют­ся на прак­ти­ке. Ана­ли­зи­руя твор­че­ский про­цесс ка­ж­до­го ребен­ка и соз­дан­ные им ра­бо­ты, пе­да­гог вы­ра­ба­ты­ва­ет диф­фе­рен­ци­ро­ван­ный и ин­ди­ви­ду­аль­ный под­ход к уча­щим­ся.

Очень ва­жен в мас­тер­ской эле­мент твор­че­ско­го со­рев­но­ва­ния. Учи­ты­ва­ют­ся ре­зуль­та­ты ка­ж­до­го за­ня­тия. Два раза в год, в де­каб­ре и мае, под­во­дят­ся ито­ги и по­бе­ди­те­ли, в ка­ж­дой груп­пе, на­гра­ж­да­ют­ся бе­ре­стя­ной звез­дой.

На протяжении всего процесса обучения дети учатся правильно анализировать и оценивать свою работу. Их оценочная деятельность предусматривает следующие этапы:

- оценка педагога;

- совместная оценка учащегося и педагога;

- самооценка.

Учеб­но-те­ма­ти­че­ский план

1-й год обу­че­ния

(36 ча­сов)

 

п/п

 

Темы:

Об­щее ко­ли­че­ст­во ча­сов

В том чис­ле:

Тео­ре­ти-чес­кие (час.)

Прак­ти-

чес­кие (час.)

1.

Ввод­ное за­ня­тие.

1

0,5

0,5

2.

Ос­но­вы ра­бо­ты с бе­ре­стой.

 

4

1

3

3.

Из­де­лия из пла­сто­вой бе­ре­сты.

 

2

0,5

1,5

4.

Пле­теш­ки.

 

5

1

4

5.

Ис­поль­зо­ва­ние бе­ре­сты для де­ко­ри­ро­ва­ния из­де­лий.

 

4

1

3

6.

Экс­кур­сия.

 

1

1

 

7.

Ос­но­вы ко­со­го пле­те­ния. Пле­те­ние про­стых из­де­лий.

 

19

1

 

24

ИТО­ГО:

36

6

30

  Учеб­но-те­ма­ти­че­ский план

 

2-й год обу­че­ния

(36 ча­сов)


п/п

 

Темы:

Об­щее ко­ли­че­ст­во ча­сов

В том чис­ле:

Теоретические (час.)

Прак­ти-

чес­кие (час.)

1

Ввод­ное за­ня­тие.

 

1

0,5

0,5

2

Ко­сое пле­те­ние.

 

7

1,5

5,5

3

Пря­мое пле­те­ние.

2

0,5

1,5

4

Пле­те­ние из­де­лий с из­ме­не­ни­ем ко­ли­че­ст­ва лы­чек.

25

3,5

21,5

5

Экс­кур­сия.

1

1

 

ИТО­ГО:

36

7

29


Учеб­но-те­ма­ти­че­ский план

 

3-й год обу­че­ния

(36 ча­сов)


п/п.

 

Темы:

Об­щее ко­ли­че­ст­во ча­сов

В том чис­ле:

Тео­ре­ти-чес­кие (час.)

Прак­ти-

чес­кие (час.)

 

1.

 

Ввод­ное за­ня­тие.

 

 

 

1

 

 

0,5

 

 

0,5

2.

 

3.

Пря­мо­е пле­те­ние.

 

Экс­кур­сия.

10

 

1

2

 

1

8

4.

Пле­те­ние из­де­лий слож­ных форм.

24

1,5

22,5

ИТО­ГО:

36

5

31


Со­дер­жа­ние об­ра­зо­ва­тель­ной

про­грам­мы

 

 

 

Пер­вый год обу­че­ния

 

 

п

/

п

 

 

Те­ма.

 

 

Тео­рия.

 

Прак­ти­ка.

 

1.

Ввод­ное за­ня­тие.

Зна­ком­ст­во в груп­пах.

Бе­се­да о це­лях и за­да­чах мас­тер­ской.

Ис­то­рия

бе­ре­стя­но­го про­мыс­ла.

Пле­те­ние из бе­ре­сты как вид

де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ст­ва.

Ин­ст­ру­мен­ты и ма­те­риа­лы, ис­поль­зуе­мые на за­ня­ти­ях.

Тех­ни­ка безо­пас­но­сти.

Про­смотр об­раз­цов пле­те­ных из­де­лий, ил­лю­ст­ра­ций.

Зна­ком­ст­во с ин­ст­ру­мен­та­ми для об­ра­бот­ки и пле­те­ния из бе­ре­сты.

 

2.

Ос­но­вы ра­бо­ты с бе­ре­стой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Све­де­ния о за­го­тов­ке, об­ра­бот­ке и хра­не­нии бе­ре­сты.

Ос­нов­ные свой­ст­ва бе­ре­сты. Скру­чи­вае­мость бе­ре­сты при тер­ми­че­ской об­ра­бот­ке.

 

 

Мочалка для мытья посуды. Технология.

 

Бусы. Технология изготовления и сборки бус.

 

 

 

 

Пей­заж из бе­ре­сты в рам­ке. Технология.

 

Просмотр образцов, иллюстраций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из­го­тов­ле­ние мо­чал­ки из бе­ре­сты.

 

 

Из­го­тов­ле­ние бу­син из бе­ре­сты, ко­ни­че­ской, ци­лин­д­ри­че­ской форм. Сбор­ка бус.

 

 

Выбор интересного фрагмента из наростов на бересте.

Вы­пол­не­ние рам­ки из скру­чен­ных по­лос бе­ре­сты.

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

Из­де­лия из пла­сто­вой бе­ре­сты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пле­теш­ки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ис­поль­зо­ва­ние бе­ре­сты для де­ко­ри­ро­ва­ния из­де­лий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экскурсия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осо­бен­но­сти из­го­тов­ле­ния из­де­лий из пла­сто­вой бе­ре­сты.

 

По­ход­ная лож­ка. Тех­но­ло­гия из­го­тов­ле­ния.

 

 

 

 

Пле­теш­ки, по­ня­тие, не­ко­то­рые ви­ды.

Пра­ви­ла на­рез­ки лы­чек.

Пле­те­ния угол­ка­ми. Технология.

 

 

За­клад­ка для кни­ги. Тех­но­ло­гия.

 

 

Брас­лет. Тех­но­ло­гия.

 

 

 

 

 

 

Пле­те­ние обе­ре­га «Звез­доч­ка». По­ня­тие обе­ре­га. Тех­но­ло­гия.

 

 

Бе­се­да об ис­поль­зо­ва­нии бе­ре­сты для де­ко­ри­ро­ва­ния из­де­лий. Тех­но­ло­гия из­го­тов­ле­ния из­де­лий

Рамка для фотографии. Технология.

 

 

Новогодние игрушки. Технология.

 

 

 

 

 

 

Экскурсия в этнографический музей, знакомство с работами мастеров берестяного промысла.

 

 

Осо­бен­но­сти из­го­тов­ле­ния из­де­лий из пла­сто­вой бе­ре­сты.

Просмотр образцов.

 

За­чи­ст­ка пру­та че­ре­му­хи или ивы. Вы­ре­за­ние кру­га из бе­ре­сты. Сбор­ка лож­ки.

 

 

 

Пле­те­ние угол­ка­ми. Са­мо­стоя­тель­ная на­рез­ка лы­чек.

 

 

 

 

 

 

Пле­те­ние за­клад­ки из двух лы­чек.

 

 

Из­го­тов­ле­ние брас­ле­та, спо­со­бом оп­ле­те­ния двой­но­го об­ру­ча лен­той бе­ре­сты. Вы­пол­не­ние раз­лич­ных ва­ри­ан­тов узо­ров.

 

 

За­пле­те­ние 4-х лы­чек в не­разъ­ем­ный квад­рат. Пле­те­ние лу­чей звез­доч­ки.

 

 

Де­ко­ри­ро­ва­ние рам­ки гео­мет­ри­че­ски­ми фи­гу­ра­ми из бе­ре­сты. Изготовление задней стенки рамки. Сборка рамки/

 

 

 

 

 

Из­го­тов­ле­ние но­во­год­них иг­ру­шек, на ос­но­ве кру­гов из бе­ре­сты раз­лич­ных раз­ме­ров.

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ос­но­вы ко­со­го пле­те­ния. Пле­те­ние про­стых из­де­лий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ос­но­вы тех­но­ло­гии ко­со­го пле­те­ния.

Осо­бен­но­сти вы­пол­не­ния уг­лов в ос­но­ва­нии из­де­лия.

Спо­со­бы за­пле­те­ния вер­ха из­де­лий.

 

 

Ста­кан­чик.

Тех­но­ло­гия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Раз­но­вид­но­сти со­ло­нок. Плетение солонки. Тех­но­ло­гия.

 

 

 

 

 

Пле­те­ние фут­ля­ра для нож­ниц. Тех­но­ло­гия.

Осо­бен­но­сти пле­те­ния из 4-х лы­чек.

 


Пле­те­ние ва­зы на нож­ках. Тех­но­ло­гия.

Спо­со­бы вы­пол­не­ния но­жек на из­де­ли­ях.

Про­смотр об­раз­цов, иллюстраций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На­бор ков­ри­ка 4х4. Об­ра­зо­ва­ние уг­лов в ос­но­ва­нии из­де­лия.

Пле­те­ние из­де­лия вы­со­той 3.5 клет­ки. Вы­пол­не­ние верх­не­го края угол­ка­ми. За­пле­те­ние из­де­лия вто­рым сло­ем.

 

 

На­бор ков­ри­ка 4х4. Об­ра­зо­ва­ние уг­лов в ос­но­ва­нии из­де­лия.

Пле­те­ние из­де­лия вы­со­той 3.5 клет­ки. Вы­пол­не­ние ров­но­го верх­не­го края. За­пле­те­ние из­де­лия вто­рым сло­ем.

 

На­бор ков­ри­ка 2х2.

Пле­те­ние из­де­лия вы­со­той 3.5 клет­ки. Вы­пол­не­ние верх­не­го края угол­ка­ми. За­пле­те­ние из­де­лия вто­рым сло­ем.

 

На­бор ков­ри­ка 6х6. Об­ра­зо­ва­ние уг­лов в ос­но­ва­нии из­де­лия.

Пле­те­ние из­де­лия вы­со­той 2.5 клет­ки.

Вы­пол­не­ние вер­ха из­де­лия че­ре­до­ва­ни­ем угол­ков и ров­но­го края. За­пле­те­ние из­де­лия вто­рым сло­ем.

 








 

Вто­рой год обу­че­ния

 

 

п/п

 

 

Те­ма.

 

 

Тео­рия.

 

 

Прак­ти­ка.

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Ввод­ное за­ня­тие.

 

 

 

Косое плетение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прямое плетение.

Бе­се­да о це­лях и за­да­чах мас­тер­ской в те­ку­щем го­ду.

 

По­вто­ре­ние изу­чен­но­го на 1 го­ду обу­че­ния.

Пле­те­ние под­вес­но­го ста­кан­чи­ка. Тех­но­ло­гия.

 

 

 

 

Пле­те­ние ко­ро­боч­ки для сал­фе­ток. Тех­но­ло­гия. Осо­бен­но­сти вы­пол­не­ния дна пря­мо­уголь­ной фор­мы.

 

 

 

Зна­ком­ст­во с пря­мым пле­те­ни­ем.

Пле­те­ние сал­фет­ки. Тех­но­ло­гия.

Осо­бен­но­сти за­пле­те­ния края из­де­лия с до­пол­ни­тель­ной лыч­кой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Про­смотр об­раз­цов пле­те­ных из­де­лий, ил­лю­ст­ра­ций.

 

 

На­бор ков­ри­ка 4х4. Об­ра­зо­ва­ние уг­лов в ос­но­ва­нии из­де­лия.

Пле­те­ние из­де­лия вы­со­той 3.5 клет­ки. Вы­пол­не­ние верх­не­го края из­де­лия угол­ка­ми. За­пле­те­ние из­де­лия вто­рым сло­ем.

 

На­бор ков­ри­ка 8х8.

Об­ра­зо­ва­ние уг­лов в ос­но­ва­нии из­де­лия. Пле­те­ние из­де­лия вы­со­той 3 клет­ки. Вы­пол­не­ние вер­ха из­де­лия че­ре­до­ва­ни­ем угол­ков и ров­но­го края. За­пле­те­ние из­де­лия вто­рым сло­ем.

 

На­бор ков­ри­ка 8х8.

Пле­те­ние края из­де­лия с при­ме­не­ни­ем до­пол­ни­тель­ной лыч­ки.

За­пле­те­ние из­де­лия вто­рым сло­ем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Пле­те­ние из­де­лий с из­ме­не­ни­ем ко­ли­че­ст­ва лы­чек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экс­кур­сия.

Осо­бен­но­сти пле­те­ния из­де­лий с из­ме­не­ни­ем ко­ли­че­ст­ва лы­чек.

Тех­но­ло­гия «убав­ки» лы­чек с об­ра­зо­ва­ни­ем пле­чи­ков.

 

Пле­те­ние до­рож­ной со­лон­ки (со­лон­ки с гор­лыш­ком).

Тех­но­ло­гия. Осо­бен­но­сти пле­те­ния гор­лыш­ка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пле­те­ние шка­тул­ки с крыш­кой.

Тех­но­ло­гия. Осо­бен­но­сти «убав­ки» лы­чек со сме­ще­ни­ем пле­чи­ка, от­но­си­тель­но уг­лов ос­но­ва­ния из­де­лия.

Осо­бен­но­сти пле­те­ния кры­шек для из­де­лий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пле­те­ние ста­кан­чи­ка для ка­ран­да­шей. Тех­но­ло­гия.

Осо­бен­но­сти вы­пол­не­ния при­ба­вок лы­чек.

 

 

 

 

 

Экс­кур­сия в Рус­ский му­зей, от­дел «На­род­ное твор­че­ст­во». Зна­ком­ст­во с ра­бо­та­ми на­род­ных мас­те­ров бе­ре­стя­но­го про­мыс­ла.

Про­смотр об­раз­цов, где есть из­ме­не­ние ко­ли­че­ст­ва лы­чек при пле­те­нии.

 

 

 

 

 

На­бор ков­ри­ка 4х4. Об­ра­зо­ва­ние уг­лов в ос­но­ва­нии из­де­лия. Пле­те­ние из­де­лия вы­со­той 3,5 клет­ки. «Убав­ка» лы­чек на вы­со­те 3-х кле­ток и об­ра­зо­ва­ние пле­чи­ков над уг­ла­ми из­де­лия. Пле­те­ние гор­лыш­ка вы­со­той в 1 клет­ку. Вы­пол­не­ние ров­но­го верх­не­го края.

За­пле­те­ние из­де­лия вто­рым сло­ем.

 

На­бор ков­ри­ка 6х6. Об­ра­зо­ва­ние уг­лов в ос­но­ва­нии из­де­лия.

На вы­со­те 2-х кле­ток«убав­ка» лы­чек и об­ра­зо­ва­ние пле­чи­ков в се­ре­ди­не от­но­си­тель­но уг­лов ос­но­ва­ния из­де­лия. Пле­те­ние гор­лыш­ка вы­со­той в 1 клет­ку. Вы­пол­не­ние ров­но­го верх­не­го края.

За­пле­те­ние из­де­лия вто­рым сло­ем.

Пле­те­ние крыш­ки.

На­бор ков­ри­ка 4х4. Об­ра­зо­ва­ние уг­лов в ос­но­ва­нии из­де­лия. Пле­те­ние из­де­лия вы­со­той в 1 клет­ку. Вы­пол­не­ние ров­но­го верх­не­го края. За­пле­те­ние крышки вто­рым сло­ем.

 

 

 

На­бор ков­ри­ка 4х4. Об­ра­зо­ва­ние уг­лов в ос­но­ва­нии из­де­лия. Пле­те­ние из­де­лия на вы­со­ту 2-х кле­ток.

При­бав­ка лы­чек 4-х лычек. Пле­те­ние из­де­лия на вы­со­ту 2.5 кле­ток от при­бав­ки лы­чек.

Вы­пол­не­ние верх­не­го края из­де­лия уголками.

 

 

 
Тре­тий год обу­че­ния

 

 

 

 

Те­ма

 

 

Тео­рия.

 

 

Прак­ти­ка.

 

1.

 

 

Ввод­ное за­ня­тие.

 

 

 

 

 

 

Бе­се­да о це­лях и за­да­чах мас­тер­ской в те­ку­щем го­ду.

 

 

 

 

Про­смотр об­раз­цов пле­те­ных из­де­лий, ил­лю­ст­ра­ций.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прямое плетение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экскурсия.

 

 

 

 

 

 

Пле­те­ние из­де­лий слож­ных форм.

Осо­бен­но­сти пря­мо­го пле­те­ния.

Ис­поль­зо­ва­ние

шаб­ло­нов.

Пле­те­ние су­пер­об­лож­ки для кни­ги. Тех­но­ло­гия.

Осо­бен­но­сти ра­бо­ты с шаб­ло­ном из кар­то­на.

 

Пле­те­ние со­лон­ки ку­би­ком.

Тех­но­ло­гия.

Осо­бен­но­сти ра­бо­ты с де­ре­вян­ным шаб­ло­ном.

Вы­пол­не­ние пле­чи­ков в пря­мом пле­те­нии.

Осо­бен­но­сти пле­те­ния гор­ло­ви­ны из­де­лия.

 

Пле­те­ние кан­це­ляр­ско­го на­бо­ра из трех предметов.. Тех­но­ло­гия.

Спо­со­бы сбор­ки.






















 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экскурсия на выставку декоративно-прикладного искусства.

 




 

Пле­те­ние кор­зин­ки. Технология.

Спо­со­бы из­го­тов­ле­ния ру­чек в кор­зи­нах.

 

 

 

 

 

 

Пле­те­ние су­хар­ни­цы с объ­ем­ным кра­ем.

Тех­но­ло­гия. Осо­бен­но­сти вы­пол­не­ния объ­ем­но­го края.

 

 





 

 

Пле­те­ние су­ве­нир­ных лап­тей. Тех­но­ло­гия.

Осо­бен­но­сти пле­те­ния.

Просмотр образцов.

 

 

 

На­бор ков­ри­ка 10х17. Ра­бо­та по шаб­ло­ну из кар­то­на. За­пле­те­ние из­де­лия вто­рым сло­ем.

 

 

 

На­бор ков­ри­ка 3х3.

Пле­те­ние из­де­лия по де­ре­вян­но­му шаб­ло­ну.

«Убав­ка» лы­чек на вы­со­те 3-х кле­ток и об­ра­зо­ва­ние пле­чи­ков над уг­ла­ми из­де­лия.

Пле­те­ние гор­ло­ви­ны. За­пле­те­ние из­де­лия вто­рым сло­ем.

 

 

 

Из­де­лие №1.

На­бор ков­ри­ка 4х4. Пле­те­ние по де­ре­вян­но­му шаб­ло­ну.

Пле­те­ние из­де­лия вы­со­той 6 кле­ток.

Вы­пол­не­ние ров­но­го верх­не­го края.

За­пле­те­ние из­де­лия вто­рым сло­ем.

 

Из­де­лие №2.

На­бор ков­ри­ка 4х4. Пле­те­ние по де­ре­вян­но­му шаб­ло­ну.

Пле­те­ние из­де­лия вы­со­той 4 клет­ки.

Вы­пол­не­ние ров­но­го верх­не­го края.

За­пле­те­ние из­де­лия вто­рым сло­ем.

 

Из­де­лие №3.

На­бор ков­ри­ка 2х4.

Пле­те­ние из­де­лия вы­со­той 2 клет­ки.

Вы­пол­не­ние ров­но­го верх­не­го края.

За­пле­те­ние из­де­лия вто­рым сло­ем.

 

Сбор­ка кан­це­ляр­ско­го на­бо­ра.

 

 

 

 

 

 

 

На­бор ков­ри­ка 6х6. Об­ра­зо­ва­ние уг­лов в ос­но­ва­нии из­де­лия.

Вы­со­та из­де­лия 2.5 клет­ки. Вы­пол­не­ние ров­но­го верх­не­го края. За­пле­те­ние из­де­лия вто­рым сло­ем.

Впле­те­ние руч­ки в край кор­зи­ны.

 

 

На­бор ков­ри­ка 6х6. Об­ра­зо­ва­ние уг­лов в ос­но­ва­нии из­де­лия.

Вы­со­та из­де­лия 2.5 клет­ки. Верх за­пле­та­ет­ся объ­ем­ный с по­мо­щью до­пол­ни­тель­ной лыч­ки. За­пле­те­ние из­де­лия вто­рым сло­ем.

 

 

На­бор ков­ри­ка 2х2.

Встав­ка 1-й до­пол­ни­тель­ной лыч­ки (стой­ки), пле­те­ние нос­ка. Пле­те­ние по­дош­вы. Встав­ка 2-й до­пол­ни­тель­ной лыч­ки, пле­те­ние бор­ти­ка. Пле­те­ние пят­ки. Вы­пол­не­ние ров­но­го верх­не­го края. За­пле­те­ние из­де­лия вто­рым сло­ем.

 


Методическое обеспечение программы


Фор­мы и ме­то­ды ра­бо­ты


Ра­бо­та с бе­ре­стой – про­цесс тру­до­ем­кий, тре­бую­щий усид­чи­во­сти, раз­ви­то­го во­об­ра­же­ния, фан­та­зии, пла­но­мер­ных дей­ст­вий, уме­ния ана­ли­зи­ро­вать и про­гно­зи­ро­вать ре­зуль­тат. Не все де­ти об­ла­да­ют эти­ми ка­че­ст­ва­ми. По­это­му все эта­пы ра­бо­ты про­ду­ма­ны и вы­бран наи­бо­лее ра­цио­наль­ный ритм обу­че­ния.

Фор­ма про­ве­де­ния за­ня­тий мо­жет быть раз­лич­ной:

- за­ня­тие;

- твор­че­ская мас­тер­ская;

- по­се­ще­ние и уча­стие в вы­став­ках;

- по­се­ще­ние му­зе­ев.

 

Чаще всего используется комбинированная форма занятия, которая включает в себя теоретическую часть (беседа, просмотр книг и образцов изделий, учебная игра) и практическую часть - освоение приемов работы, изготовление образцов и изделий на их основе.

 

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

 

В мас­тер­скую при­хо­дят де­ти с раз­ным ха­рак­те­ром и раз­ной сте­пе­нью ода­рен­но­сти. От­но­ше­ние взрос­ло­го долж­но быть пре­дель­но доб­ро­же­ла­тель­ным. Не­об­хо­ди­мо от­ме­чать ка­ж­дое, да­же ма­лень­кое, дос­ти­же­ние ре­бен­ка. Чрез­вы­чай­но важ­но пра­виль­но от­но­сить­ся к не­уме­нию, не­ус­пе­ху, ошиб­кам, что­бы ре­бе­нок не пе­ре­но­сил за­ме­чен­ную взрос­лым ошиб­ку, свое не­уме­ние, на оцен­ку сво­их спо­соб­но­стей в це­лом, а нау­чил­ся, со­вме­ст­но с пе­да­го­гом, ана­ли­зи­ро­вать, по­ни­мать, в чем у не­го труд­но­сти.

За­ня­тия по­строе­ны та­ким об­ра­зом, что тео­ре­ти­че­ские и прак­ти­че­ские зна­ния да­ют­ся всей груп­пе. Даль­ней­шая ра­бо­та ве­дет­ся с ка­ж­дым уче­ни­ком ин­ди­ви­ду­аль­но, учи­ты­вая его воз­мож­но­сти, воз­рас­тные и лич­но­ст­ные осо­бен­но­сти.

 

Тео­ре­ти­че­ская часть занятия вклю­ча­ет в се­бя:

 

- по­ста­нов­ку це­лей и объ­яс­не­ние за­дач (ана­лиз об­раз­цов, под­бор ма­те­риа­лов, ин­ст­ру­мен­тов, по­со­бий);

- из­ло­же­ние но­во­го ма­те­риа­ла (про­во­дит­ся в фор­ме бе­се­ды на ос­но­ве уже прой­ден­но­го ма­те­риа­ла и по­лу­чен­ных ра­нее зна­ний, с по­ка­зом но­вых тех­но­ло­ги­че­ских прие­мов);

- ин­ст­рук­таж о со­блю­де­нии пра­вил тех­ни­ки безо­пас­но­сти.

 

Прак­ти­че­ская часть за­ня­тий стро­ит­ся на ос­но­ве сле­дую­щих прин­ци­пов:

В зависимости от способностей ученика используются различные методы, в основе которых лежит деятельность ребенка:

·      подражательная (репродуктивная),

·      частично-подражательная,

·      творческая.

 

Про­цесс обу­че­ния по­стро­ен от про­сто­го к слож­но­му. На про­стых и ма­лых фор­мах от­ра­ба­ты­ва­ют­ся прие­мы пле­те­ния, что по­зво­ля­ет по­сте­пен­но по­чув­ст­во­вать ма­те­ри­ал, его те­п­ло­ту, уви­деть мно­го­об­ра­зие форм, цве­тов, от­тен­ков, по­бу­ж­да­ет де­тей к твор­че­ст­ву, да­ет воз­мож­ность по­ве­рить в свои си­лы, по­лю­бить этот вид твор­че­ст­ва и про­бу­дить же­ла­ние за­ни­мать­ся даль­ше. Не­об­хо­ди­мо раз­ви­вать лич­ность ре­бен­ка, уве­рен­ность в его си­лах, пре­дос­тав­лять ему воз­мож­ность по­ка­зать луч­шие, наи­бо­лее удач­ные ра­бо­ты на вы­став­ках: от­чет­ных, го­род­ских, рай­он­ных, ме­ж­ду­на­род­ных. Уже в кон­це 1-го го­да обу­че­ния ре­бя­та уча­ст­ву­ют в от­чет­ной вы­став­ке в гим­на­зии.

По ка­ж­дой вы­пол­нен­ной ра­бо­те все чле­ны мас­тер­ской вы­ска­зы­ва­ют свое мне­ние: раз­би­ра­ют­ся дос­то­ин­ст­ва и не­дос­тат­ки, что по­мо­га­ет всем уче­ни­кам еще раз за­кре­пить по­лу­чен­ные зна­ния и учесть воз­мож­ные ошиб­ки. Де­тям, вы­пол­нив­шим за­да­ние бы­ст­рее дру­гих, да­ют­ся до­пол­ни­тель­ные за­да­ния.

Тре­бо­ва­ния к ка­че­ст­ву ра­бот по­вы­ша­ют­ся мед­лен­но и по­сте­пен­но.

Это по­зво­ля­ет дос­тичь хо­ро­ших ре­зуль­та­тов обу­че­ния.

В кон­це ка­ж­до­го за­ня­тия про­во­дит­ся ана­лиз ра­бо­ты и да­ет­ся оцен­ка.

Боль­шое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся соз­да­нию ра­бот, тре­бую­щих кол­лек­тив­но­го уча­стия. В гим­на­зии име­ет­ся кол­лек­ция ин­те­рес­ных ра­бот.

Де­ти с удо­воль­ст­ви­ем ук­ра­ша­ют свои­ми ра­бо­та­ми клас­сы гим­на­зии, да­рят сво­им друзь­ям, вос­пи­та­те­лям, учи­те­лям, по­ка­зы­ва­ют ра­бо­ты на вы­став­ках.

У де­тей по­яв­ля­ет­ся чув­ст­во гор­до­сти за вы­пол­нен­ную свои­ми ру­ка­ми ра­бо­ту.

 

Ма­те­ри­аль­ное обес­пе­че­ние об­ра­зо­ва­тель­ной про­грам­мы


За­ня­тия по пле­те­нию из бе­ре­сты про­из­во­дят­ся в обо­ру­до­ван­ном ка­би­не­те. Ка­би­нет име­ет ори­ги­наль­ное оформ­ле­ние. Пред­став­ле­ны ра­бо­ты из бе­ре­сты, вы­пол­нен­ные уча­щи­ми­ся.

В боль­шом пле­те­ном лар­це хра­нят­ся об­раз­цы из­де­лий. Их мож­но вни­ма­тель­но рас­смот­реть и по­ста­вить пе­ред со­бой, на ра­бо­чем сто­ле. Это по­зво­ля­ет сра­зу пред­ста­вить, ка­кое из­де­лие долж­но по­лу­чить­ся.

Техническое оснащение занятий

 

Для занятий необходимо:

 

Оборудование:

·    столы,

·    стулья,

·    учебная доска.

 

Инструменты:

·    ножницы,

·    скрепки,

·     линейки деревянные и металлические разной длины,

·    пинцет,

·    нож косяк,

·    кочедык,

·    шаблон для нарезки бересты, из жести (по образцу М.С.Кочева);

·    ленторез (по образцу Ф.Ф. Трапезникова),

·    шаблоны деревянные,

·    шило,

·    карандаши,

·    ластики.

 

Материалы:

·     береста,

·     текстурная бумага, имитирующая бересту,

·     мел.

  

Дидактический материал


1.  Образцы изделий.

2.  Папка с фотографиями образцов изделий.

3.  Папка с материалами сайта «Северная береста», по истории берестяного промысла.

4.  Книги по плетению из бересты, декоративно-прикладному искусству.

5.  Фонд детских изделий.

6.  Альбом с фотографиями детских работ.

 

 


 

ЛИ­ТЕ­РА­ТУ­РА ДЛЯ ПЕ­ДА­ГО­ГОВ.

 

·      В.А. Ба­ра­ду­лин «Сель­ско­му учи­те­лю о на­род­ных про­мыс­лах», М., 1979

·      Ф.Ф. Тра­пез­ни­ков «Пле­те­ние иво­во­го пру­та и бе­ре­сты», М., 1992

·      В.И. Клев­цов « Пле­те­ние из бе­ре­сты», С-Пе­тер­бург, 1996

·      Н.И. Дан­ни­ков «Де­ре­во жиз­ни», изд. Ла­би­ринт, 1993

·      М.С. Ко­чев «Сек­ре­ты бе­ре­сты», Сык­тыв­кар, 2000

·      В.В. Фи­ня­гин «Из­де­лия из бе­ре­сты» АСТ «Ас­т­рель» Мо­ск­ва 2001

·      Н.Е. Бе­ля­ко­ва «Из­де­лия из бе­ре­сты» КО­РО­НА принт 2006

·       А.М. Гу­ка­со­ва "Ру­ко­де­лие в на­чаль­ных клас­сах", М., 1987

·      материалы сайта «Северная береста» http://tues.narod.ru/index.htm

 

 

ЛИ­ТЕ­РА­ТУ­РА ДЛЯ ДЕ­ТЕЙ

 

 

·      М.С. Ко­чев «Сек­ре­ты бе­ре­сты», Сык­тыв­кар, 2000

·      В.В. Фи­ня­гин «Из­де­лия из бе­ре­сты» АСТ «Ас­т­рель» Мо­ск­ва 2001

·      Н.Е. Бе­ля­ко­ва «Из­де­лия из бе­ре­сты» КО­РО­НА принт 2006

·      Ис­то­рия ре­ме­сел. Дет­ская эн­цик­ло­пе­дия. – М., 2000.

·      Ко­рот­ко­ва М.В. Пу­те­ше­ст­вие в ис­то­рию рус­ско­го бы­та: Кн. для чте­ния в об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных уч­ре­ж­де­ни­ях. – М., 1998.

 

Орлова Ирина Борисовна
г. Санкт-Петербург
Персональная страница автора

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости проекта