События - 2009 год |
|
|||||||||
БЕРЕСТЯНЫЕ АСЫ ВЫШЛИ
НА МАЙДАН
Адрес статьи: http://www.pravdasevera.ru/print.html?article=1051776188
Соловецкая ярмарка (очередная - девятая - завершилась в минувшее воскресенье), как мне кажется, превращается в своеобразный символ единения природы, человека и природного человеческого дела - народных ремесел. Ярмарка проходит на площади перед бывшей Петербургской гостиницей Соловецкого монастыря. Но площадь - здесь не совсем уместный термин. Именно майдан - открытое пространство, где по праздникам и выходным и торгуют, и тут же, прямо на глазах, делают то, чем торгуют, общаются, сплетничают, танцуют, поют, закусывают и выпивают то, что сообразуется с настроением и отношением к здоровому образу жизни... Итак, на Соловецком майдане отшумела-отгуляла очередная ярмарка народных ремесел, посвященная традиционным промыслам из бересты. Тема нынешней ярмарки скорее всего определена не только потому, что береста как материал занимала в поморском быту одно из главенствующих мест. В конце мая этого года по инициативе Соловецкого государственного музея-заповедника и под руководством старшего научного сотрудника музея, кандидата исторических наук Александра Мартынова был проведен уникальный эксперимент, достойный сравнения с плотом «Кон-Тики» и папирусной лодкой древних египтян «Ра». Из бересты без использования каких-либо современных материалов и технологий была изготовлена каркасная лодка. На ней был осуществлен самостоятельный переход от города Кеми до Большого Соловецкого острова. Цель такого очень даже сенсационного события - проверить гипотезу о возможности передвижения по Белому морю на каркасной лодке в эпоху камня и раннего металла (V-I тысячелетие до н.э.). Тем самым можно было проверить, каким же все-таки образом могли попадать на архипелаг люди в глубокой древности. Стилизованная лодка из бересты на фоне Соловков, со специальными приспособлениями для забавного фотографирования и стала символом IХ Соловецкой ярмарки. Всего на ней торговали и работали около ста мастеров из Москвы, Санкт-Петербурга, Вельска, Котласа, Устьян, Вологды, Новгорода... Многие из них участвуют в ярмарке с самого ее возрождения, то есть приезжают сюда уже девятый год подряд. Помимо «центровой» бересты, на торжище было представлено еще порядка пятнадцати традиционных ремесел - ткачество, валяние войлока, резьба по дереву и кости, орнаментальное вязанье, изготовление вкуснейших северных пряников-козуль, на которые челюсть стесняется замахиваться: ну как можно сожрать такую красоту?! У меня на столе возлежит козуля Валентины Саблиной, - кстати, архитектора по образованию. На фоне снежно-электрических льдов кокетливо развалилась белуха с ласковыми черными глазами. На медово-гвоздичный запах к ней сбегаются все гости, роняя хлопья слюны и сладострастно причмокивая. Но, увидев рукотворное совершенство пряника, застенчиво отступают: «Ну это все равно что схомячить полотно Айвазовского!» Изделий из бересты на «ярманке» было столько, что конец списка мне пришлось бы оглашать глубоко ночью и в отсутствие заснувшего читателя. Ребяты, из бересты можно сделать все! Не только общеизвестные туеса, лапти, корзины, погремушки-шаркунки, головные обручи-гривны, но и великолепные футляры для очков, бумажники и даже настольные часы. Все желающие могли поучиться работе с берестой на мастер-классах берестяных асов. Таких например, как Александр Шутихин из Котласа (один из главных судостроителей берестяного «Ра») - он обучал тиснению узора на березовой коре. Алексей Полежаев буквально за час показывал, как овладеть искусством плетения головных обручей, которые называются, где гривнами, где очельем (от слова «чело»). Анатолий Шевцов научил подростков изготовлению пастушеского рожка, и до сих пор в белые ночи раздаются душераздирающие вопли, смахивающие на крик сошедшей с ума утки... Или гаги, что еще хуже. Не менее опасное дело совершил и мастер Шеметов. Он открыл жаждущим рэпа тинейджерам секрет сборки берестяной погремушки-шаркунка. Соловецкое поколение «падающих штанов» теперь задорно, эдак по-бразильски аккомпанирует себе в диких соловецких плясках. Береста берестой, но мне больше всего понравились головные уборы Марины Светловой из Питера. Это такая побочная ветвь растаманки, банданы и северного женского кокошника с новгородским традиционным узором, лоскутным шитьем и джинсовым околышем. Купил две в первый же день - отобрали московские друзья. На следующий день взял пять. Одну уже выпросили на свадебный подарок, остальные спрятал на дно дорожной сумки. Вообще я отношу себя к мизантропам. То есть большое скопление шумных людей не очень люблю. И люди платят мне взаимностью. Но атмосфера Соловецкой ярмарки подчиняется не закону толпы, а настроению общей радости. Смысл этого торжища не в том, чтобы купить или поглазеть. Его задача в искреннем общении и непрерывной «движухе», народной (в пику богемной) тусовке. Глотая вкуснейшие пирожки от Надежды Шаровой, взрослые с завистью смотрели на резвые игры молодежи. Особенно всех увлек поединок на бревне с мешками, где нашему белобрысому Митьке противостоял невесть откуда взявшийся маврчонок Итон. Как ни странно, большинство соловчан симпатизировало именно «темненькому»: «Жалко его, один он тут на Севере холодном и диком...» Вот и согрели любовью да ласковым отношением. Леонид ЧЕБАНЮК. Мастера-участники 9
соловецкой ярмарки "Береста на Русском Севере"
|
|||||||||
Шутихин А.В.
|
Швецов А.В. |
Терентьев А.Л., Белов
А.В., Кудряшов А.Б. |
|||||||
Шеметов С.Л.
|
Полежаев А.А. |
Будакова Н.А. |
|||||||
Абалмасова В.С.
|
< Предыдущая | Следующая > |
---|