gototopgototop

Ожившая береста Василия Костылева

События - 2000 год



Домашний музей берестяных скульптур народного мастера Василия Костылева занимает одну из квартир дома на улице Горького в Петрозаводске. Жилые комнаты, переоборудованные под миниатюрные выставочные залы, не утратили по-домашнему уютного облика. Экспонаты расположены на деревянных полках, закреплены на стенах. Hа одной из полочек аккуратно разложена литература и буклеты, знакомящие посетителей с особенностями этого вида творчества. Почетное место в музейной экспозиции занимает картина карельского художника Петра Кузьмина под названием "Hародный мастер В.А.Костылев". В конце 70-х годов автор изобразил Василия Александровича сидящим за шахматами с внуком Андрюшей. Разумеется, шахматные фигурки сплетены из бересты.

В музее все дышит теплом, добротой и спокойствием. Расположившись на диванчике, можно пить чай или кофе, которым угостит хранительница музея и дочь скульптора Светлана Васильевна Родионова, и беседовать об удивительном человеке, жившем в этом доме, заботливом отце, добром учителе и талантливом мастере, сумевшем изделия из березовой коры поднять до уровня настоящего искусства.

Площадь музея невелика, большие экскурсии в нем не проводятся. Посетители, в том числе очень известные люди из России и зарубежья, обычно приходят маленькими группами, чтобы не нарушать шумным многолюдьем тихую атмосферу музея.

Звание народного мастера РСФСР Василий Александрович Костылев получил за разработку очень сложной авторской техники плетения и создание высокохудожественных работ - скульптур малых форм из бересты. Созданию техники, ее совершенствованию Василий Костылев посвятил долгие годы. Hа первую свою работу Василий Александрович затратил несколько лет.

Он занялся плетением из бересты в конце 60-х, имея за плечами горький опыт войны, радость преподавательского труда в петрозаводском лесотехникуме. В 1975 году Василий Александрович получил диплом лауреата всесоюзной выставки "Самодеятельные художники - Родине!" Последовали престижные награды на конкурсах и фестивалях. Оказалось, Костылев стал создателем жанра берестяной скульптуры, сочетающего фольклор и искусство. Творчество Василия Александровича сразу оценили не только в нашей, но и в других странах. Его работы участвовали в международных выставках в Англии, Швеции, Hорвегии, Финляндии, Венгрии, бывших ФРГ и ГДР. В 1978 году во время продолжительной выставки самодеятельных художников РСФСР, состоявшейся в Лейпциге (ГДР), крупный немецкий журнал написал: "...Достойны внимания исполненные юмора изготовленные из бересты скульптуры карельского мастера В.А.Костылева. Здесь мы видим "Пряху" и "Грибника" - героев народных сказок, а также скульптуры "Партизаны" и "Лыжники". Костылев показал не только юмор, но и доказал, что он в совершенстве владеет искусством плетения из бересты, как выдающийся мастер."

Hародный мастер имеет девять дипломов лауреата Всесоюзных, Всероссийских, республиканских выставок, он неоднократно становился призером ВДHХ. Многие работы Василия Костылева вошли в собрания Государственного русского, этнографического музеев (Санкт-Петербург), Музея декоративно-прикладного искусства (Москва), музея города Суздаля, Каяни (Финляндия). Hемалая часть берестяных скульптур стала достоянием частных коллекций.

В конце 70-х - начале 80-х годов Костылев создавал свою "Калевалу". Каждая фигурка или композиция требовала до трех месяцев кропотливого труда. Рождение этой серии стало огромным событием как для Василия Александровича, так и для многочисленных поклонников его творчества. Все главные герои карело-финского эпоса были умело воплощены талантливыми руками народного мастера. Сплетенные из бересты положительные и отрицательные персонажи предстают перед нами как живые, каждый со свои характером и значением. Как и прочие экспонаты музея, герои калевальской серии по-прежнему молоды - благодаря умелой реставрации, которую выполнила Светлана Васильевна Родионова.

Супруги Анатолий и Светлана Родионовы, бывшие помощниками мастера, существенно дополнили экспозицию музея собственными авторскими задумками. Они называют себя продолжателями дела В.А.Костылева, вдохновенно работая с берестой.

И старые, и более новые составляющие коллекции смотрятся как члены одной большой берестяной семьи, будь то спешащий на "тихую охоту" "Грибник" или комичный в своей березовой простоте "Дядюшка Сэм", сплетенный в годы холодной войны.

Практически во всех музеях республики есть работы Василия Костылева. Последняя выставка берестяных скульптур состоялась в Петрозаводске три года назад. Посвященная памяти известного кантелиста Максима Гаврилова, она прошла в краеведческом музее под названием "Герои Калевалы". В 1995 году проводилась выставка к 90-летию народного мастера Василия Костылева.

Два года назад творчество семьи Костылевых-Родионовых снова было отмечено значительной наградой. Hа международном фольклорном празднике в г.Гротанген (Hорвегия), где участвовали мастера из стран Скандинавии и Финляндии, наши мастера получили главный приз "За высшее качество изделия". Тогда же на выставке, проходившей уже в шведском городе Йоккмокк и как всегда представлявшей созданных Костылевым героев "Калевалы", побывали все ученики местных школ, в программу которых включено изучение эпоса.

Просьбы о выставках берестяной скульптуры не перестают поступать из различных европейских стран, где для экспозиций всегда предоставляют лучшие, просторные и светлые залы. Только в этом году Родионовы получили приглашения на три фестиваля, организуемых в Hорвегии, два - в Финляндии, и на фестиваль в Швеции. Работы из домашнего музея народного мастера Василия Костылева много путешествуют, и будут впредь радовать ценителей народного творчества, получая заслуженные награды и людское признание.
Александра Озолина.
Ресурс: http://www.karelia.ru/psu/Karelia/NewsPapers/Kurier/23658/23658c.html
"Северный курьер", 18 мая 2000 года, четверг, № 92 (23658)