gototopgototop

Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Регионы - Вологодская область

Официальная страница музея: http://www.museum.ru/M782

В Кирилло-Белозерском музее хранится коллекция берестяной утвари. Большую часть ее составляют предметы, собранные участниками экспедиции в деревнях Кирилловского, Белозерского, Вашкинского и Вожегодского районов Вологодской области. В 1950-ые годы коллекцию дополнили шкатулки, ларцы, украшенные просечной берестой работы знаменитых великоустюжских мастеров.

           Набор выплетаемых берестяных предметов крестьянами Кирилловского уезда был очень разнообразным. Много выдумки, изобретательности проявляли они в изготовлении такого важного предмета в хозяйстве, как солоник. Соль в те времена была дорогим ценным продуктом. Для ее хранения плели большие, до полуметра высотой, бутылеобразные сосуды с высокой узкой горловиной, закрывавшейся берестяным стаканом или массивной деревянной пробкой. На столе в крестьянской избе стояли невысокие солоницы в виде коробочки с крышкой. На покос, в лес на охоту брали бутылеобразные солоники от двенадцати до двадцати сантиметров в высоту. Наряду с бутылеобразными солоницами бытовали походные солоницы г-образной формы, отдаленно напоминавшие птицу-утицу. Это впечатление усиливалось по-особому отделанной деревянной пробкой, хваток которой походил на плоский клюв птицы. При плотном многослойном плетении достигалась почти полная герметичность сосудов, что было особенно важно в дороге.

           Самое широкое распространение имело плетеное лукошко – берестяной сосуд с квадратным дном, расширяющимися вверх стенками. В зависимости от характера использования лукошко могло быть выше или ниже, шире или уже. Особое лукошко с широким до полутора квадратных метров дном и невысоким бортиком служило подставкой под ручной мельничный жернов. Его называли севальня. Существовали лукошки для муки, крупы, яиц, для бутылей с керосином и растительным маслом. Из лукошка с продернутым в петли полотенцем рассеивали весной зерно. Лукошко отличают мягкие круглящиеся формы, рельефно выступающий по краю оплетенный обруч, введение бересты контрастного цвета подчеркивает форму предмета.

           В коллекции музея есть более десятка узких длинных футляров для лопатки, которой косари точили косы. Налопаточник крепили сыромятным ремешком к поясу у бедра. Сплетенный по косой из нешироких лент бересты, Налопаточник отделывался тиснением или берестяными квадратиками иного цвета. На смену большим налопаточникам пришли футляры меньшего размера, в которых носили на покос точильный брусок. Непременной принадлежностью ушедших далеко от избы косцов были пестери или кошели, вешавшиеся за спину на холщовых постромках. Легкие, объемные, с откидывающейся трапециевидной крышкой пестери служили вместилищем съестных припасов, одежды.

           Уже в XVII веке знали пословицу «Назвался груздем – полезай в кузов». Кузовом называли лукошко с перевеслом. С ним ходили в лес за грибами, ягодами. Кузова, или кузовки, не велики по размеру, имеют квадратное дно, прямые круглящиеся на углах стенки. Овальный верх их укрепляли черемуховым ободом, оплетали берестой, украшали перевитыми жгутами.

           В XIX - начале XX веков у северных крестьян была в употреблении берестяная обувь. Ее плели не только мужчины. Зачастую на долгих зимних  беседах-посиделках плели, «ковыряли» лапти и молодые девицы. Лапти, ступни были преимущественно рабочей обувью. Не один десяток лаптей готовили к пахоте, покосу, жатве. Носили их  с онучами-обмотками, привязывая к ноге  бечевкой. Ступни - более глубокая обувь. Ее носили женщины. В этой обуви хозяйки обряжались, т.е. ходили к скотине, хлопотали по дому.

           Кроме утилитарных предметов, в крестьянской избе были игрушки: «берещанные»  фигурки, плетеные мячи, погремки с горохом, коробки-лодыжницы, в которых хранились игральные кости.

           Искусство плетения из бересты не исчезло. В деревне Огибалово Вожегодского района Вологодской области живет Алексей Васильевич Корнилов. С помощью соседа он обучился этому ремеслу в 1979 году. Мастер плетет настоящие солоницы с лаптеобразным туловом, высокой узкой горловиной, лукошки с крышками, шкатулки, сапоги. Последняя его работа – пятиглавый храм. Корнилов широко использует всю возможную цветовую гамму бересты: от снежно-белого до темно-коричневого, почти черного цвета. Темные полоски, ромбы, треугольники обегают верх и низ солоников, лукошек, шкатулок, подчеркивают конструкцию предмета, пластику форм. Светлые солоницы имеют темно-коричневые крышечки с фестончатыми краями. Два, три цвета не редкость в одном предмете. Выполненные с любовью и тщанием солоники, коробушки, бутылеобразные  сосуды охотно раскупают местные жители, заезжие гости. Их приобретают музеи. Многие из его произведений экспонировались на выставках в Кириллове, Вологде, Москве.

           В Кириллове живет и работает другой мастер – Сергей Павлович Егоров. Он стал заниматься плетением из бересты в 1986 году. Вскоре случайное, казалось, занятие переросло в серьезное увлечение. Ему хорошо удаются и большие хлебницы с плотно пригнанными крышками, и совсем крошечные сувенирные лапоточки. Мастер пытается в каждой своей вещи выявить природную красоту, благородство материала, разнообразный цвет, фактуру бересты, то нежную, чуть бархатистую, то гладкую, блестящую, то бугристую, неровную.

           Как и старые мастера, Егоров плетет по форме, крепя переплетаемые ленты  простейшими берестяными палочками-щемилками. Для пропуска лент второго слоя применяет металлический кочедык – изогнутую лопаточку. «Маленький, горбатенький, все дорожки изведал», - такую загадку сложил народ об этом инструменте берестянщика.

           Наряду с плетением существовали иные способы изготовления берестяной утвари из цельных «сколотней» и пластин-«скал» мастерили туеса – высокие сосуды, в которых хранили молоко, сметану, мед, соления. Термоизоляционные свойства бересты таковы, что в июльский зной квас в них оставался холодным. Из сколотня готовили внутреннюю рубашку туеса. Верхний слой изготовляли из берестяной пластины, сшитой «в замок». В край вставляли деревянный обод, пришивали его вересковым корнем. Распаривали нижний край и вставляли круглое донце. Точно подгоняли крышку с дугообразной ручкой. Туеса расписывали растительным орнаментом по горящему оранжевому фону, иногда украшали тиснением. Туес ценили за прочность, красоту, охотно покупали на многочисленных ярмарках.
 

Материал подготовлен на основе  буклета «Солнечная береста» Автор Л. Петрова. Вологда 1991 г.