gototopgototop
Берестяной шаркунок

Случайное фото
p0000095.jpg
Берестяной опрос
Обработка бересты традиционное занятие каких народов?
 
Видео мастер-классы
Видео мастер-классы с берестой

Глебова А. А. Домшинская береста // Научные чтения памяти В. М. Василенко. – Вологда, 2003. – С. 42-49.

Публикации - Статьи

Глебова А. А.
Домшинская береста

Береста на Русском Севере была одним из самых доступных и широко используемых природных материалов. Она легко поддавалась обработке, изделия из нее были прочны, долговечны и красивы. Существовало множество видов и способов изготовления из бересты нужных и полезных вещей, но наиболее распространенным было плетение. Мастера резали берестяные пластины на длинные полоски, так называемые лычки и выплетали короба, пестери, корзины, тазы, туеса, крупенники и т.д. Формы предметов почти повсюду были одинаковыми, так как это во многом зависело от техники плетения и от утилитарного назначения изделия, но декоративное решение в разных местностях имело свои особенности. Из общей массы плетеных изделий, находящихся в фондах Вологодского государственного музея-заповедника и характеризующих быт и художественные ремесла северных крестьян второй половины XIX – нач. XX вв., своими декоративными орнаментами и яркой раскраской выделяется «домшинская береста».

Коллекция произведений домшинской бересты собрана в ходе нескольких этнографических экспедиций[1], обследующих западную часть бывшего Вологодского уезда Вологодской губернии. (Сейчас это часть территории Шекснинского района Вологодской области). Экспедициями зафиксирован интересный художественный центр в Домшинском сельсовете. В деревнях Домшино, Леушкино, Кожевниково, Глобена, Дор, Лупанда, Катаево, Давыдово, Павликово мастера умели плести берестяные изделия и украшать их тиснением, фольгой, раскраской. Музейная коллекция домшинской бересты совсем небольшая, она состоит из различной величины корзин, зобенек* [* зобенька, зобня – плетеное или лубочное берестяное лукошко, пестерок, кузовок. С ним ходят по ягоды, грибы, в нем хранят зерно, крупу. В зобнях давали овес лошадям], овальных коробушек для рукоделья, сундуков. Все изделия отличаются чистотой плетения, тщательностью отделки, соразмерностью и пропорциональностью всех частей. Конструктивные детали продуманы, плотно подогнаны друг к другу, в качестве держателей и запоров использованы металлические кованые ручки, замки с фигурными личинами. В некоторых сундуках и чемоданах встречаются кованые петли с жиковинками.

Плетение мастера выполняли из нескольких слоев лычек, использовали, как правило, косое или диагональное переплетение. Лычки верхнего слоя были чуть шире, таким образом, в готовом изделии совершенно не видны были края нижних слоев бересты и, при плотном плетении, не образовывались дырочки – зазоры в углах переплетений. Плетеные берестяные полоски создавали четкий графический узор из ромбов или квадратов на всей поверхности изделия. Береста со временем становилась более жесткой и хорошо держала форму. Материал мастера подбирали гладкий и ровный, старались избежать наростов и других дефектов сырья. Важен был и природный цвет бересты, любили теплые светло или красно-охристые тона.

Но самым примечательным в этих изделиях является способ украшения, который и выделил домшинскую бересту в самобытный центр народного творчества. Готовое изделие мастера раскрашивали красной, желтой, темно-синей, иногда зеленой краской. Раскраска шла в шахматном порядке, или полосами, или отдельными пятнами. Обычно одним цветом красили сразу по три-четыре квадрата лычек и узор компоновали из геометрических фигур – треугольников и ромбов. Кроме раскраски, мастера украшали изделия прорезными и тиснеными узорами. Тиснение выполняли специальными штампиками, сделанными из твердых пород дерева или кости. У каждого мастера был свой набор инструментов, рисунок на штампиках был несложный – разнообразные лепестковые, звездчатые, круглые розетки, мелкие ромбики, фигуры, собранные из треугольников и т.д. Однако комбинации этих простых элементов давали огромное разнообразие узоров. Тисненые орнаменты зачастую полностью покрывали плетеное изделие, на каждом квадрате лычек мастер выдавливал штампиком незамысловатую фигуру. Поверхность приобретала рельефную фактуру. В углублениях орнамента 1'капливалась тень, а выпуклые части были более освещены, таким образом созывался светотеневой эффект, и изделие приобретало более мягкие очертания, в узоре появлялось ощущение глубины.

Еще одним излюбленным способом декорирования берестяных предметов у домшинских мастеров был способ нанесения сквозных прорезных орнаментов на верхний слой лычек. На небольшой ромбической или квадратной поверхности берестяного слоя мастерам легче всего было прорезать геометрический узор из кругов, ромбов, треугольников, шестигранников, овалов, звездчатых фигур. Красота рисунка состояла из цветной фольги, которую ремесленники подкладывали под прорезные узоры. Фольга мерцала и таинственно переливалась в углублениях прорезей, она создавала ощущение драгоценности предмета. В более позднее время, на рубеже веков и в начале XX века все больше встречаются произведения, где вместо фольги, мастера подкладывали цветную бумагу или даже просто подкрашивали фон «узора на проем». В дорогих пещах, которые часто делали по заказу, встречается сочетание сквозных и тисненых узоров с раскраской.

Сырье домшинские мастера заготовляли как обычно в самом начале лета, но время сокодвижения. В это время береста легко отделялась от нижнего слоя «зазелени». Заготовка не требовала сложных инструментов и каких-то особых художественных навыков, поэтому этим занимались не только мастера плетения. Бересту на месте очищали от неровностей, резали на длинные полосы, края берестяных полос заравнивали и сматывали в большие клубки. В таком состоянии заготовки перевозили домой и оставляли до зимы в нежилых помещениях. Имеются сведения, что в Вологодской губернии работало в конце XIX – начале XX пека множество дегтярен, поэтому многие мастера покупали готовое сырье на этих заводах[2]. Отбирали, конечно, лучшую бересту. Как природный поделочный материал береста имеет ряд преимуществ. Она долго сохраняет запах леса, обладает антисептическим свойством, не боится сырости и холода, не пропускает влагу. Эти качества материала знали и ценили домшинские мастера.

Берестяные клубы перед плетением опускали в горячую воду – распаривали. Материал становился пластичным, легко разматывался, гнулся, переплетался. В руках талантливого художника он превращался в скульптурные крепкие формы, становился настоящим произведением искусства. Появлялись нарядные и очень уютные в своей утилитарности вещи. Небольшие «круглые» корзинки и зобеньки служили для переноса пирогов и снеди в большие праздники, когда ходили «гоститься» друг к другу или собирали общие «братчины». В таких красивых емкостях, казалось, и продукты приобретали другой вкус, и самой хозяйке оказывали большее внимание и почет.

История сохранила очень немного имен мастеров. Прежде всего, потому, что этот центр был небольшой, его не исследовали так тщательно, как другие крупные художественные центры. Музейные экспедиции, проводимые в 1960-80-е гг., когда были еще живы носители традиционной культуры, не ставили своей главной целью зафиксировать имена ремесленников, кроме того, произведения домшинских мастеров попадались чрезвычайно редко и на фоне общего этнографического сбора не давали ясную картину промысла. Но все же по фондовой коллекции домшинской бересты можно говорить о двух талантливых художниках. Один из них – Юшин Георгий Яковлевич жил в начале XX века в деревне Яковцево, а другой – Хабаров Яков Демидович, приблизительно 1870 года рождения, был из деревни Леушкино.

Берестяные раскрашенные изделия служили дополнительным заработком для домшинских крестьян, поэтому вывозились на все местные базары и ярмарки. Самым близким было родное село Домшино. Оно известно по документам с XVI века. Свое название ведет от неполного мужского имени Домша (Дементий)[3]. Село издавна получило широкую известность как торговое. В конце XIX – начале XX века в центре села был магазин-гавдарея** [** гавдарея – крытая галерея магазина]. Именно здесь и устраивались торги. Шумные ярмарки проходили в этом селе 22 ноября и 19 декабря. Славились также и крещенские ярмарки[4]. Ярмарки были настолько многолюдными, что приходилось ставить ларьки для торговли в центре села и вокруг церкви. Все эти факты свидетельствуют, что Домшинская волость была расположена в выгодном торгово-экономическом районе Вологодчины. Эта местность связана водным путем через Шексну с северными и центральными районами России, здесь с конца XIX века проходит железнодорожный путь Вологда – Санкт-Петербург. Северная столица является крупным потребителем и покупателем продукции и изделий домшинских крестьян и ремесленников. В силу сложившихся обстоятельств, здесь получили свое развитие многие виды народного творчества. Народ отличался любознательностью и словоохотливостью, за что и получил прозвище «домшары красноязыкие»[5]. Это определение относилось и ко всем жителям окрестных деревень. Необходимо отметить, что многие виды народного творчества, развивающиеся в данной местности, имели свои ярко выраженные отличия. Прежде всего, домашнее ткачество, в котором преобладало сочетание красного с белым или красного с красным. В свадебных полотенцах, скатертях – столешниках, подолах женских рубах красные браные геометрические узоры с мелко рельефным густым орнаментом шли горизонтальными полосками по красному фону. Красочный эффект всему изделию придавали крупные многоцветные элементы выборного ткачества. Они составляли главный узор, как правило, ритмично чередовались и равномерно распределялись в широком поясе основного узора. Иногда они распределялись группами и выделялись декоративным красочным пятном на общем фоне. Весьма возможно, этот прием орнаментации взяли на вооружение мастера при раскраске изделий из бересты, группируя и чередуя раскрашенные квадратики в плетеных изделиях. Оттенки желтого, синего и красного цветов в сочетании с активно красным цветом часто встречаются в традиционном народном костюме этого региона, причем синие и желтые тона вводились дополнительными оттенками в нити основы или утка. Любовь к красному цвету, идущая из глубины веков характерна для всего севернорусского искусства, так этот цвет имел большое смысловое значение. Однако у домшинских жителей он звучит активнее, чем в других местах. На красном, брусничном, бардовом фоне мастера «наводили» золотые орнаменты на прялках, трепалах, набилках*** [*** набилки – деталь ткацкого стана, верхние две грядки, в которые вставляется бердо] и эта своеобразная роспись получила название «шекснинская золоченка»[6]. Красной краской красили точеные самопрялки, любовно называя их «лаковками».

Исследуя в комплексе народное искусство, художественные ремесла и промыслы бассейна реки Шексны и прилегающих к ней территорий, можно с уверенностью сказать, что это своеобразный, очень яркий, жизнерадостный и эмоциональный центр народного мастерства, внесший много самобытных черт в развитие традиционного творчества, в том числе и промысла изготовления изделий в технике плетения из бересты.

Домшинская береста как промысловый центр народного искусства оформляется лишь к середине XIX в., ибо в конце века изделия мастеров имеют ярко выраженную традиционную направленность и отличаются отработанными приемами и высоким профессионализмом.

Изделия домшинских мастеров были представлены почти на всех значительных выставках того времени наряду с другими промыслами. В 1880 г. они были выставлены в Московском торгово-промышленном музее. Кроме экспонируемых предметов часть изделий продавалась: известно, что баулы с красной фольгой стоили 3 рубля 30 копеек[7].

В конце XIX в. этот вид искусства был известен также хорошо, как вологодское кружево и устьянский рог. В 1889-1990 годах Санкт-Петербургский комитет общества попечения бедных детей, устраивая благотворительный вечер, просил привезти домшинские крашеные коробьи и особенно берестяные бювары на сумму 500-600 рублей, но предупреждал, что вещи должны быть небольшие, изящные по форме и подходящие скорее для аристократии[8]. Этот факт подтверждает, что изделия этого промысла охотно покупали знатные и богатые люди. Во многих домах такие изделия бытовали и входили в перечень особо ценимых по своим художественным качествам. Некоторые горожане знакомились с домшинскими изделиями из бересты по имеющимся у своих знакомых предметам и присылали письма в Вологодский кустарный комитет с просьбой о посылке подобных вещей и им. Сохранилось письмо от жительницы Санкт-Петербурга о высылке красных с фольгой и желтых без красного изделий в виде чемоданчиков, с металлическими замками, таких, какие она видела у Кочубей Варвары Андреевны[9].

Временем наивысшего расцвета промысла домшинской бересты по сохранившимся предметам, следует считать вторую половину XIX века. В 1888 году в отчете о Нижегородской ярмарке Уполномоченный по Вологодской губернии отмечал, что вологжанам оказано особое внимание, отведено одно из лучших помещений торгового пассажа. Спрос был на берестяные бурачки (Великий Устюг) и берестяные чемоданы с фольгой (Домшино), а затем уж по мере ознакомления и на роговые изделия, и на кружево. Из всего же привезенного из Вологодской губернии на ярмарку лучшими были изделия крестьян села Домшино и они имели наибольший спрос[10].

Однако широкий спрос домшинских изделий и послужил одной из причин угасания художественного промысла. Дело в том, что в это время активно работают скупщики произведений у населения. Они брали вещи недорогие и не особенно следили за чистотой и качеством, стараясь насытить рынок изделиями популярного промысла. Зачастую многие из них и не утруждали себя изучением художественных достоинств и самобытных черт промыслов. Это привело к резкому снижению уровня мастерства, к изготовлению однотипных изделий. Специалист по кустарной промышленности и исследователь С.А. Давыдова в 1894 г. отмечала однообразный характер домшинских изделий и, как следствие этого, снижение спроса и сбыта[11].

Второй немаловажной причиной, вероятно, послужило отсутствие хорошего сырья, так как заготовка бересты проводилась очень интенсивно на протяжении длительного времени. Мастера не заботились о восполнении сырьевого запаса и при заготовке не все с осторожностью снимали верхний слой коры березы, повреждали комбиальный слой, что приводило к гибели дерева. За сырьем приходилось ездить в отдаленные участки, что приводило к дополнительным денежным затратам и удорожанию продукции.

Все это побудило Кустарный комитет и земство Вологодской губернии подумать о переносе и развитии домшинского берестяного промысла в «среду арестантских работ и по некоторым из тюрем губернии»[12]. У домшинских мастеров были закуплены некоторые изделия и отправлены в Вологду, Тотьму и Тарногу. Арестанты Вологодской и Тотемской тюрем были обучены изготовлению изделий по типу домшинских. Рынок вновь наполнился плетеными берестяными чемоданами, ящиками, баулами, портфелями, корзинами. Все эти изделия были выставлены в Вологодском отделе Казанской выставки[13].

Изделия тюремных замков конца XIX – начала XX в., конечно, отличались от домшинских. По форме они были почти такими же, но раскраска их была более резкой и менее гармоничной. В украшении предметов почти отсутствует цветная фольга под прорезными фигурами, реже можно встретить и тиснение. Зато использовались разнообразные технические приемы: пояски из загнутых треугольников, рельефные бортики и украшение накладными элементами. Декоративные элементы также раскрашивались, наряду с традиционными цветами мастера активно использовали белую краску, темно-синюю и темно-зеленую. Однако их изделия не лишены были красоты и эстетической ценности. Плетением подобных изделий стали заниматься отдельные мастера Тотемского уезда. В 1890 году в Харинской волости в деревне Нижняя Печеньга была создана артель из 8 человек по плетению из бересты[14]. В артели существовало разделение труда, поэтому готовые изделия были не дорогие, сбыт их был налажен, и они широко бытовали в северо-восточной части Вологодской губернии.

Более дешевый материал в отдаленных лесных краях Тотьмы и Тарноги и бесплатный труд арестантов способствовал угасанию замечательного самобытного очага народного творчества в Домшинской волости. Произведения старых потомственных ремесленников, любящих и ценящих свое мастерство, не могли на рынке конкурировать с похожими, но очень дешевыми изделиями тюремных замков. Постепенно домшинские мастера перестают заниматься своим промыслом, который так славился в России во II пол. XIX века.

Сейчас в деревнях Домшинского сельсовета Шекснинского района, на территории бывшего промыслового центра жители с трудом вспоминают, что в старину жило много талантливых художников, чьи плетеные берестяные изделия, особенно сундуки, охотно покупали и местные крестьяне. В таких ярких красивых сундуках возили и показывали приданое невест во время свадьбы, в них хранили праздничную одежду. Сегодня подобные предметы можно встретить в кладовых и чуланах хозяек, где они хранят муку, крупу или зерно и комбикорм для скота.

В настоящее время такие забытые ремесла как домшинская береста, стали привлекать внимание современных художников и мастеров. Многие из них обращаются к традиционному искусству, так как знают, что создать добротное и подлинно художественное произведение можно только на основе глубоких знаний народной культуры. Фонды музеев приобретают новое качество. Это не только кусочек нашей истории и нашего прошлого, но это настоящая мастерская для творчества, предметный мир которой дает возможность перекинуть мост из пришлого в будущее. Сегодня, как и раньше, сильна тяга людей к рукотворным изделиям из естественного природного материала, таким же красивым и прочным, как произведения домшинских художников.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 1972 г. – Историко-этнографическая экспедиция в Норобовский сельсовет Вологодкой области. (Руководитель – В.Д. Бруцкус).

1975 г. – Историко-этнографическая экспедиция в Домшинский и Фоминский сельсоветы Вологодской области. (Руководитель – В.Д. Бруцкус).

1993 г. – Этнографическая экспедиция в Домшинский, Сиземский, Еремеевский, Любомировский, Юроченский, Чебсарский сельсоветы Шекснинского района. (Руководитель – А.А. Глебова).

2 Кустарная промышленность России. Промыслы по обработке дерева. (Составитель – М Л. Филиппов). С-Петербург. 1913 г., с. 377.

3 Чайкина Ю.И. География названий Вологодской области. – Архангельск, 1988 г., с. 80.

4 Архив ВГМЗ. Отчет об экспедиции в Шекснинский район Вологодской области. 1493 г. (Составитель – А.А. Глебова).

5 Там же.

6 Архив ВГМЗ. Историческая справка о коллекции предметов с «шекснинской золоченной» в фондах ВГМЗ. (Составитель – А.А. Глебова).

7 ГАВО. Ф. 18. оп. 1.д. 2681.

8 ГАВО. Ф. 18. оп. 1.д. 2624.

9 ГАВО. Ф. 18. оп. 1.д. 2628.

10 ГАВО. Ф. 18. оп. 1.д. 2587.

11 Отчет исследования по кустарным промыслам в России. Т. 2. С-Петербург., 1894 г., с. 32.

12 Гам же.

13 Гам же.

14 ГАВО. Ф. 18. оп. 1.д. 2679.

 

Глебова А. А. Домшинская береста // Научные чтения памяти В. М. Василенко. – Вологда, 2003. – С. 42-49.

Источник: http://www.booksite.ru/trade_vologda/09_3.html

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости проекта