gototopgototop
Берестяной шаркунок

Случайное фото
p0000056.jpg
Берестяной опрос
Обработка бересты традиционное занятие каких народов?
 
Видео мастер-классы
Видео мастер-классы с берестой

Порошина А. Н. Берестоплетение, тиснение и резьба по бересте : Авторская программа трудового обучения в Русской школе для 5-11 класса / А. Н. Порошина. – Вологда : Изд-во Вологодского института развития образования, 2000. – 27 с.

Публикации - Статьи


      Автор программы – педагог дополнительного образования Анна Николаевна Порошина, г. Вологда, средняя школа № 15


      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


      В общеобразовательной школе, как и во всем нашем обществе, идут перестроечные процессы. Сегодня перед школой стоит реальная задача: подготовка молодого поколения к жизни и труду в новых социально-экономических условиях.

      На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традицию преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. На занятиях берестоплетения, тиснения и резьбы по бересте учащиеся учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический вкус ребят, знакомят их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, то есть осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.

      Из стен школы молодежь должна выходить морально и психологически подготовленной к труду в системе рыночных отношений, ясно осознающей, что успех в жизни прямо зависит от объема и качества приобретенных в школе знаний, умений, навыков и собственной творческой инициативы.

      Проблема, существующая на сегодняшний день, – отсутствие программы и учебников для обучения учащихся общеобразовательных школ работе с берестой в 5 – 11 классах. Данный вид народно- прикладного искусства имеет все возможности для индивидуального развития творческой личности, для дальнейшей подготовки учащихся к трудовой деятельности и профессиональному самоопределению в условиях перехода к новым социально-экономическим условиям, он призван помочь развитию конкурентоспособности выпускников школы на рынке труда.

      . Все это и стало причиной создания в 1994 году программы обучения 5 – 11 классов с учетом развития школы, под названием: «Изготовитель художественных изделий из бересты». Актуальность программы в том, что она тесно связана с современной социально- экономической жизнью, способствует развитию творческих способностей учащихся.

      Целостность программы обеспечивается поэтапным изучением всех способов работы с берестой и реализацией поставленных в ней целей:

      I этап – плетение из бересты (5 – 6 классы);

      II этап – тиснение по бересте (7 – 8 классы);

      III этап – резьба по бересте (9 – 11 классы).

      Во время 6-летнего курса берестоплетения учащиеся приобретают специальность «Мастера берестоплетения, тиснения и резьбы по бересте».

      Обучение учащихся 5 – 11 классов изготовлению изделий народных художественных промыслов предполагает решение основных задач:

      – раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества;

      – привить любовь к традиционному народному искусству;

      – сформировать представление о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, как о носителе традиций коллективного опыта;

      – научить самостоятельно производить расчеты себестоимости изготовляемой продукции;

      – развить художественно-творческие способности учащихся;

      – обучить учащихся навыкам и приемам плетения, тиснения и резьбы по бересте;

      – сформировать у учащихся целостное восприятие народного искусства как части культуры народа.

      Важнейшими формами активизации учебно-воспитательного процесса являются организация встреч и бесед с известными народными мастерами нашего края; проведение экскурсий и уроков в музеях (краеведческом, народных промыслов); посещение выставок народного и декоративно-прикладного искусства.

      Программой заложены практические, самостоятельные, контрольные и творческие работы, с помощью которых возможно определить конечные (ожидаемые) результаты. Успехи детей в изготовлении изделий из бересты рождают у них уверенность в своих силах. Они преодолевают нерешительность, страх перед новыми видами деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.

      После окончания курса обучения, предусмотренного программой, учащиеся должны знать:

      – о народных художественных промыслах, развитых в Вологодской области;

      – о характерных особенностях местной художественной резьбы по бересте;

      – об ассортименте изделий, выпускаемых мастерами народных художественных промыслов;

      – правила безопасности при обработке и изготовлении изделий из бересты;

      – как рассчитывать себестоимость изготовляемой продукции;

      – о рынке спроса в новых социально-экономических условиях.

     

      Учащиеся должны уметь:

      – делать зарисовки с образцов народного декоративно-при- кладного искусства;

      – разрабатывать самостоятельно несложные композиции тиснения и резьбы по бересте;

      – владеть инструментами для плетения, тиснения и резьбы по бересте;

      – владеть техническими приемами геометрической, ажурной, объемной резьбы по бересте;

      – выполнять все стадии плетения, тиснения и резьбы по бересте;

      – выполнять качественно последовательные операции сборки изделий при тиснении и резьбе по бересте;

      – выполнять итоговую квалификационную работу на присвоение категории «Мастера берестоплетения, тиснения и резьбы по бересте», или в современных условиях «Изготовителя художественных изделий из бересты».


      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


      Программа предусматривает преемственное развитие знаний, умений и навыков, полученных учащимися при выполнении наиболее сложных элементов в работе с берестой, куда входит плетение, тиснение и резьба. Основное содержание программы предусматривает практическое (80%) и теоретическое (20%) обучение.

      Теоретическое обучение предусматривает ознакомление учащихся с декоративно-прикладным искусством; техникой плетения, тиснения, видами художественной резьбы; технологией геометрической, контурной и объемной резьбы; технологией сборки изделий народных промыслов (туесов, шкатулок, ларцов, подносов, хлебниц и т.д.); основами композиции и художественного дизайна.

      На занятиях по видам декоративно-прикладного искусства, видам плетения, тиснения, художественной резьбы необходимо знакомить учащихся с работами мастеров, иллюстративными материалами. Целесообразно провести экскурсию в краеведческий музей, выставочный зал по разделу «Декоративно-прикладное искусство».

      Материал по основам композиции дается учащимся в комплексе теоретических и практических занятий. На занятиях по различным видам декоративно-прикладного искусства школьники учатся создавать красоту своими руками.

      Воспитательная направленность трудового обучения в 5 – 6 классах плетению из бересты осуществляется в ходе целенаправленной работы учителя по формированию совокупности ценных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимоподдержки, бережного отношения к родной природе. Воспитание школьников организуется в процессе их трудовой деятельности с использованием разъяснения и убеждения, бесед и демонстраций, примеров правильного отношения к труду, оценки состояния окружающей среды, практических заданий и общественных поручений.

      Предметом осуждения являются брак в работе, неэкономное расходование материалов, сломанный инструмент, нарушение правил безопасности труда, дисциплины и др.

      Содержание трудового обучения в 7 – 8 классах направлено на более сложные элементы работы, связанные с тиснением по бересте. Изделия должны быть качественно изготовлены, иметь определенную художественную ценность. Перечень изготовляемых изделий может быть самым разнообразным (предметы быта: туеса, солонка с подносом, шкатулки, ларцы, хлебницы, подстаканники и т.д.). Изделия должны быть доступными в изготовлении для ребят, иметь привлекательный вид в конце работы, то есть доставлять учащимся эстетическое наслаждение. В выполнении работ необходимо соблюдать принцип «от простого – к сложному», что и позволяет в дальнейшем 9 – 11 классы привлечь к резьбе по бересте. Новые темы имеют цель: познакомить учащихся-мастеров с художественной обработкой бересты, привить любовь к традиционному художественному ремеслу, обучить практическим навыкам резьбы по бересте, умению создавать собственные творческие композиции.

      При построении учебного процесса необходимо учитывать и использовать знания, полученные учащимися на уроках изобразительного искусства, истории, математики и трудового обучения в 5 – 7 классах. Рекомендуется применять на уроках труда, факультативах или кружках новые формы организации труда, индивидуальные задания, взаимный и общественный контроль, обсуждение результатов работы, развивать ученическое самоуправление. Группа должна состоять не более чем из 10 учащихся, так как с психологической точки зрения в таком коллективе отмечается тесная взаимосвязь учителя и учеников.

      Отзыв коллег о программе положительный, открытые уроки давались для директоров и учителей трудового обучения области, для директоров детских домов и школ-интернатов 13 регионов России 14 мая 1996 года. Учащиеся принимали участие в фестивале детского народного творчества, и получили дипломы «Мастер – золотые руки», дипломы 1 степени, а коллектив учащихся под моим руководством награжден дипломом 1 степени в 1996 году.

      В настоящее время по моей методике плетения из бересты работает вологодская школа-интернат № 1.


      СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

№№ п/п

Названия тем

Кол-во часов

1

2

3

 

5 класс

 

1.

Вводное. Внутренний распорядок

2

 

2.

Экскурсия на предприятие народных художественных промыслов ОХИ

 

4

3.

Экскурсия в местный художественный (краеведческий) музей

 

4

4.

Основные сведения о бересте, заготовка бересты (на природе)

 

8

5.

Вопросы охраны природы при заготовке бересты, правила хранения материала

 

4

6.

Техника обработки бересты, подготовка к работе

10

 

7.

Рабочее место ученика. Инструменты для плетения из бересты

 

2

8.

Техника безопасности при работе с инструментами

2

9.

Виды плетения (прямое, косое)

2

10.

Знакомство с прямым плетением. Изготовление ковриков, салфеток, обложек для книг

 

10

11.

Элементы косого плетения, общее положение. Плетение подстаканника, очечника, чайниц, фигурных пиал, корзинок, солонок

 

 

12

12.

Плетение – берестяное узорье (для оформления готовых изделий)

 

8

13.

Стандарты изделий из бересты, применение дополнительных материалов в плетении

 

2

 

                                        Итого:

70

 

6 класс

 

1.

Вводное занятие. Режим работы в новом учебном году

2

2.

Повторение пройденного материала (для закрепления)

12

3.

Изучение более сложных элементов в плетении из бересты

 

25

4.

Обучение учащихся самостоятельному ведению расчетов себестоимости изготовляемой продукции

 

4

5.

Создание самостоятельных вариантов художественных изделий бытового назначения собственного изготовления

 

23

6.

Организация выставки-ярмарки

4

 

                                         Итого:

70

 

7 класс

 

1.

Вводное занятие. Рабочее место, техника безопасности

2

2.

Знакомство с инструментами для тиснения по бересте, их хранение

 

2

3.

Зарисовка сложных элементов тиснения

4

4.

Выполнение композиций в материале

6

5.

Художественные и технические приемы тиснения по бересте

 

22

6.

Создание собственных композиций в традициях местного промысла

 

14

7.

Выполнение сборки изделий народных промыслов (туеса, шкатулки, солонки, подносы, хлебницы и т.д.)

 

20

 

Итого:

70

 

8 класс

 

1.

Вводное занятие. Режим работы в новом учебном году

2

2.

Посещение выставки декоративно-прикладного искусства, воссоздание по памяти любого изделия

 

8

3.

Знакомство с художественными и технологическими приемами тиснения по бересте

 

16

4.

Сборка изделий, применяемых в быту, создание собственных вариантов

 

24

5.

Знакомство с обточкой донышек, крышек, их применение в изделиях народных промыслов

 

10

6.

Основы экономики, организация труда и производства, умение владеть рынком спроса в новых социально- экономических условиях

 

 

2

7.

Организация выставки-ярмарки работ учащихся за период обучения

 

 

Итого:

70

 

9 класс

 

1.

История возникновения и развития местного промысла художественной резьбы по бересте

 

2

2.

Инструмент для резьбы по бересте, техника заточки, рабочее место

 

4

3.

Основы композиции

14

4.

Технология изготовления художественных изделий из бересты

 

8

5.

Работа по образцам. Разработка композиции и выполнение в материале изделий с геометрической резьбой

 

 

22

 

6.

Разработка резной композиции, геометрическая резьба, художественные и технические приемы резьбы по бересте

 

20

 

Итого:

70

 

10 класс

 

1.

Вводное занятие. Задачи курса. Охрана труда и пожарная безопасность

 

2

2.

Знакомство с более сложными элементами сборки изделий народного промысла

 

4

3.

Основы композиции, знакомство с объемной резьбой

24

 

4.

Знакомство с художественными и техническими приемами рельефной резьбы по бересте, создание собственных композиций, исполнение в материале

 

 

30

5.

Механическая обработка донышек, крышек в процессе изготовления художественных изделий

 

12

6.

Изготовление изделий из бересты. Использование в одном изделии плетения, тиснения и резьбы

 

26

7.

Организация выставки работ учащихся

4

 

Итого:

102

 

Производственная практика

30

 

11 класс

 

1.

Вводное занятие. Рабочее место

2

2.

Инструменты для плетения, тиснения, резьбы по бересте

2

3.

Местные художественные промыслы. Знакомство с местными мастерами и образцами изделий из бересты(плетение, тиснение, резьба)

 

 

2

4.

Исполнение изделий всех видов по образцам

26

5.

Составление композиции в сочетании резьбы с тиснением, исполнение в материале. Конструирование изделия

 

 

28

6.

Основы экономики, организация труда

2

7.

Основы технического творчества

2

8.

Выполнение итоговой квалификационной работы. Различные виды декоративно-прикладного искусства (плетение, тиснение, резьба)

 

 

30

9.

Квалификационный экзамен с присвоением рабочей специальности «Изготовитель художественных изделий из бересты»

 

 

14

 

Итого:

108

     

     ПРОГРАММА
     

      5 класс
     

     Тема № 1. Вводное занятие. Внутренний распорядок (2 часа)

      Беседа о народном декоративном искусстве, его видах: плетение, тиснение и резьба по бересте, резьба и роспись по дереву, вышивка, кружево, узорное ткачество, керамика, роспись по металлу и т.д.

      Показ отдельных изделий, цветных иллюстраций и фотографий с изображением произведений народного искусства. Знакомство с распорядком работы по бересте. Рассказ о местном художественном промысле плетения, тиснения и резьбы по бересте, о его истории, художниках и мастерах.
     

     Тема № 2. Экскурсия на предприятие народных художественных промыслов ОХИ (4 часа)

      Во время экскурсии учащимся нужно показать рабочие места мастеров, занятых изготовлением изделий из бересты, инструменты, которыми они пользуются в своей работе, познакомить с технологическими процессами изготовления художественных изделий, с правилами техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами. Школьники могут понаблюдать за работой мастеров по бересте.

      Особое внимание учащихся во время экскурсии следует обратить на качество работы и художественную ценность изделий из бересты.

     
     Тема № 3. Экскурсия в местный художественный (краеведческий) музей

      (4 часа)

      Знакомство с разделом народного декоративного искусства. Рассказ об истории и художественной значимости искусства плетения, тиснения и резьбы по бересте. Провести обсуждение с учащимися.
     

     Тема № 4. Основные сведения о бересте, заготовка бересты (на природе)

      (8 часов)

      Выехать на природу и практически показать заготовку бересты. Способы заготовки, пластовой или ленточный метод. Сроки заготовки.
     

     Тема № 5. Вопросы охраны природы при заготовке бересты, правила хранения материала (4 часа)

      В данном разделе необходимо раскрыть учащимся значение природы в жизни человека, рассказать о березах, какую пользу березы приносят для здоровья, где и как применяются в быту. В дальнейшем при правильной заготовке бересты рассказать и показать, в каких условиях ее необходимо хранить, какие инструменты применять при заготовке бересты.
     

     Тема № 6. Техника обработки бересты, подготовка к работе

      (10 часов)

      В данном разделе показать каждому учащемуся, как готовится береста для работы. Учащиеся должны видеть и знать, что береста имеет несколько оттенков, научиться подбирать по цвету, различать лицевой и внутренний (второй) слой, разделяя бересту на несколько слоев.

      Практическая работа. Учащиеся должны самостоятельно подготовить (то есть почистить) определенное количество бересты для работы.
     

      Тема № 7. Рабочее место мастера. Инструменты для плетения из бересты

      (2 часа)

      Каждый учащийся должен иметь определенное место для работы с берестой. Рабочее место должно быть хорошо освещенным, при работе школьники не должны мешать друг другу, свободно вставать с рабочего места при необходимости. Следует рассказать ребятам, какие инструменты необходимы для плетения, и показать, как должны быть расположены инструменты на рабочем месте, чтобы не мешали при работе с берестой.

      Подготовка инструментов к работе.
     

     Тема № 8. Техника безопасности при работе с инструментами

      (2 часа)

      С первого дня и ежедневно необходимо проводить работу с учащимися по правилам поведения во время плетения, когда: в руках находятся режущие и колющие инструменты. Ребята должны знать, где необходимо хранить инструменты, в каком состоянии их нужно содержать.

      Практическая работа. Освоение учащимися навыков заточки инструментов нашфелем.
     

      Тема № 9. Виды плетения (прямое, косое)

      (2 часа)

      Показать, в каких изделиях применяется прямое, в каких – косое плетение. Научить правильно держать материал во время плетения, дать возможность учащимся сделать раскладку для прямого и косого плетения.
     

      Тема № 10. Знакомство с прямым плетением. Изготовление ковриков, салфеток, обложек для книг

      (10 часов)

      Прямое плетение показать на изделиях.

      Практическая работа. Нарезать лычки, самостоятельно сплести коврик, салфетку, обложку для книги или записной книжки.
     

      Тема № 11. Элементы косого плетения, общее положение.

      Плетение подстаканника, очечника, чайницы, фигурных пиал, корзинок, солонок (12 часов)

      Косое плетение показать на изделиях. В настоящее время косое плетение наиболее приемлемо, применяется постоянно.

      Практическая работа. Сделать раскладку для определенного вида изделия и сплести самостоятельно подстаканник, очечник, чайницу, фигурную пиалу, корзинку, солонку.
     

     Тема № 12. Плетение «берестяное узорье» (для оформления готовых изделий) (5 часов)

      В данном разделе объяснить, что такое берестяное узорье. Дать подсказку, как можно художественно изменить вид изделия. Научить сочетать цвета в работе (так как береста имеет несколько цветов).

      Практическая работа. Дать возможность школьникам самостоятельно проявить свои художественные способности.
     

      Тема № 13. Стандарты изделий из бересты, применение дополнительных материалов в плетении (2 часа)

      Стандарты, существующие в работе с берестой. Размер лычки для определенного вида изделия, его предназначение в быту.

      Применение дополнительных материалов во время плетения. Виды материалов.
     

      6 класс
     

     Тема № 1. Вводное занятие. Режим работы в новом учебном году

      (2 часа)

      Роль существующих народных художественных промыслов в столь сложных экологических условиях. Понятие о трудовой и технической дисциплине, культуре труда рабочего, экономии материалов. Качество изготовления художественных изделий.

      Охрана труда подростков. Требование к одежде рабочего-мастера. Предупреждение травматизма. Режим работы в новом учебном году.
     

      Тема № 2. Повторение пройденного материала для закрепления (12 часов)

      Практическая работа. Дать ребятам самостоятельно выполнить ряд изделий с применением сложных элементов во время плетения. Научить учащихся свободно проявлять свои художественно-творческие способности.

     
      Тема № 3. Изучение более сложных элементов в плетении из бересты

      (25 часов)

      Показать более сложные виды изделий, рассказать, где в быту они применяются, научить считать раскладку и плести самостоятельно.

      Практическая работа. Плетение конфетниц, сухарниц, ларцов, сундучков, ваз под цветы с применением сложных ножек и оформлением – берестяное узорье. Ширина лычек при этом должна быть 13 мм, 15 мм; раскладка – 12 х 12; 13 х 13; 14 х 14; 14 х 16; 16 х 16; 18 х 18; 20 х 20; 22 х 22.
     

     Тема № 4. Обучение учащихся самостоятельному ведению расчетов себестоимости изготовляемой продукции (4 часа)

      Себестоимость изделий.

      Рассказать о конкурентных возможностях берестяных изделий на рынке спроса в столь сложных социально-экономических условиях .

      Практическая работа. Расчет себестоимости изготовляемых изделий.

      Практическая работа. Показать то или иное изделие и дать возможность сплести на память самостоятельно.

     
      Тема № 5. Создание самостоятельно бытовых художественных изделий

      (23 часа)

      Развитие индивидуально-творческих способностей учащихся при разработке проектов изготовления изделий.

      Подведение итогов первого этапа обучения берестоплетению.

      Практическая работа. Индивидуальные качественно сплетенные работы считать авторскими.

     
      Тема № 6. Организация выставки-ярмарки (4 часа)

      Подвести итог за полный курс берестоплетения, оформить выставку-ярмарку.

     
     7 класс
     

     Тема № 1. Вводное занятие. Рабочее место, техника безопасности

      (2 часа)

      Рабочее место, техника безопасности. Беседа о тиснении на бересте: как и когда она возникла, как наносится тиснение на бересту. Показ образцов, цветных фотографий. Художественные и технические особенности тиснения по бересте. Работа с инструментами, применяемыми в тиснении.
     

      Тема № 2. Знакомство с инструментами для тиснения по бересте, их хранение (2 часа)

      Демонстрация инструментов для тиснения по бересте, ознакомление с правилами их использования.

      Практическая работа. Выбор инструмента для различных видов тиснения. Способы хранения инструментов для тиснения.
     

      Тема № 3. Зарисовка сложных элементов тиснения (4 часа)

      Практическая работа. Создание эскизов тиснения для оформления туесов, солонок, шкатулок, подносов, подстаканников и т. д.

     
     Тема № 4. Выполнение композиций в материале (6 часов)

      Практическая работа. Выполнение эскизов композиций на более легких видах изделий. Научить подбирать композицию в зависимости от цвета бересты, от вида изделия. Отработать качество выполнения композиций в материале.

     
      Тема № 5. Художественные и технические приемы тиснения по бересте

      (22 часа)
     

      Художественные и технические особенности тиснения по бересте с подбором фона. История возникновения художественного промысла – тиснения по бересте. Выбор бересты и инструмента для определенного вида изделия.

      Практическая работа. Выполнение тиснения на изделиях с выдержкой соответствующих расстояний с обеих сторон. Работу проводить четко и качественно, подбирая соответствующие инструменты.

     
     Тема № 6. Создание собственных композиций в традициях местного промысла (14 часов)

      Обсуждение с учащимися зарисовок, сделанных ими, отбор рисунков для разработки собственных композиций в тиснении по бересте.

      Практическая работа. На основе сделанных зарисовок учащиеся отрабатывают композиции для оформления туесов, солонок, шкатулок, подносов и т. д.
     

      Тема № 7. Выполнение сборки изделий народных промыслов (туесов, шкатулок, солонок, подносов, хлебниц и т.д.) (20 часов)

      Знакомство учащихся с последовательной сборкой изделий.

      Практическая работа. Дать задание по выполнению соответствующих изделий, работать над собой. Правильно подобрать материал по качеству и цвету, уметь сочетать два цвета в одном изделии.
     

      8 класс
     

      Тема № 1. Вводное занятие. Режим работы в новом учебном году (2 часа)

      Беседа о профессиях художников и мастеров народных художественных промыслов. Режим работы в новом учебном году.

      Правила техники безопасности в работе с инструментами, рабочее место.

      Подготовка инструментов к работе.
     

      Тема № 2. Посещение выставки декоративно-прикладного искусства, воссоздание по памяти любого изделия (8 часов)

      Работа в залах местного художественного (краеведческого) музея. Правила работы в музее. Постановка перед учащимися разных задач при копировании народных образцов (длительная зарисовка и создание рисунков-схем).

      Практическая работа. Выполнение зарисовок с народных образцов.
     

      Тема № 3. Знакомство с художественными и технологическими приемами тиснения по бересте (16 часов)

      Тиснение, его художественные и технические особенности. Инструменты и материалы для тиснения.

      Практическая работа. Выполнение ряда изделий из бересты с применением художественного изображения. Последовательность нанесения тиснения с применением наиболее сложных штампов. Относиться критически к своим изделиям, уметь дать оценку.

     
      Тема № 4. Сборка изделий, применяемых в быту, создание собственных вариантов (24 часа)

      Показ отдельных видов изделий, применяемых в быту. Создание собственных композиций на основе зарисовок и выполненных в материале технических приемов тиснения.

      Практическая работа. Выполнение изделий действующего ассортимента. Разработать новый вид изделия, используя практический опыт работы, с учетом местного художественного промысла, стилевой направленности и ассортимента выпускаемой продукции.
     

     Тема № 5. Знакомство с обточкой донышек, крышек.

      Их применение в изделиях народных промыслов (10 часов)

      Показать, какой дополнительный материал применяется для создания изделий народного промысла. Рассказать последовательность сбора изделий, дать возможность сделать работу самостоятельно.

      Практическая работа. Соблюдая последовательность сбора изделий, ребята выпиливают донышки и крышки из фанеры. После этого производится подгонка под изделие. Обточку донышек и крышек производят на токарном станке. Правила техники безопасности на токарном станке. Правильно подобранные крышки и донышки обклеиваются берестой, после этого вставляются в туеса, шкатулки, солонки и т. д.
     

     Тема № 6. Основы экономики. Организация труда и производства. Знакомство с требованиями рынка спроса в новых социально-экономических условиях (2 часа)

      Понятие о качестве продукции, выпускаемой мастерами народных художественных промыслов, пути его повышения. Экономическая эффективность. Умение ориентироваться в рынке спроса, в сложных ситуациях.
     

     Тема № 7. Организация выставки-ярмарки работ учащихся (8 часов)

      Размещение экспонатов выставки. Организация выставки-ярмарки работ учащихся в помещении школы.
     

     9 класс

     

     Тема № 1. История возникновения и развития местного промысла художественной резьбы по бересте (2 часа)

      Понятие о творческом характере ручного труда. Сохранение традиций в современных художественных промыслах. Творчество высококвалифицированных мастеров. Основные сведения о видах народных художественных промыслов, их характерные особенности. Ведущие мастера. Ассортимент изделий.
     

      Тема № 2. Инструменты для резьбы по бересте.

      Техника заточки. Рабочее место (2 часа)

      Инструменты и материал для резьбы по бересте. Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с инструментами.

      Практическая работа. Освоение учащимися навыков заточки инструментов на наждачном точиле (первоначальная заточка инструментов, правка их). Правила хранения инструментов.
     

     Тема № 3. Основы композиции (14 часов)

      Объяснение учащимся заданий по разработке собственных композиций, краткое описание зарисовок.

      Практическая работа. Выполнение оригинального проекта композиции художественного изделия (на выбор учащегося). Упражнения по составлению однотонной и многоцветной несложных композиций. Взаимосвязь цвета и фона узора в композиции. Роль ведущего цвета в образном решении декоративного оформления предмета.

      Составление эскиза в материале с геометрическим орнаментом и простой сюжетной композицией.
     

     Тема № 4. Технология изготовления художественных изделий из бересты (8 часов)

      Рассказать учащимся, какой материал необходимо подбирать для резьбы по бересте. Произвести расчеты для ряда изделий и отработать последовательность сборки изделий.

      Практическая работа. Составление композиции с геометрической резьбой для ларца, шкатулки, подстаканника, подноса и т. д..
     

     Тема № 5. Работа по образцам.

      Разработка композиции и выполнение в материале изделий с геометрической резьбой (22 часа)

      Показать ряд образцов. Изготовлять изделия из бересты по ранее составленному проекту.

      Практическая работа. Изготовление ларцов, шкатулок, подстаканников, подносов с последовательной сборкой изделий.
     

     Тема № 6. Разработка резной композиции.

      Геометрическая резьба. Художественные и технические приемы резьбы по бересте (20 часов)

      Инструменты для резьбы (резак, стамеска, штампы), правила пользования, заточка.

      Практическая работа. Использовать разработанные резные композиции с геометрической резьбы в материале. Оформить одно или два изделия, при этом уметь различать по характерным особенностям изделия разных видов декоративно-прикладного искусства родного края.

     
      10 класс
     

      Тема № 1 . Вводное занятие. Задачи. Охрана труда и пожарная безопасность (2 часа)

      Учащиеся должны знать:

      – основные сведения о народных художественных промыслах своего края;

      – приемы выполнения геометрической резьбы по бересте;

      – инструмент, применяемый для геометрической резьбы, приемы его заточки и правки;

      – требования, предъявляемые к качеству резьбы по бересте;

      – нормы и правила по охране труда и пожарной безопасности;

      – способы экономного расходования материалов;

      – правила бережного отношения к инструменту.
     

      Тема № 2. Знакомство с более сложными элементами сборки изделий народного промысла (4 часа)

      Понятие о композиции (ритм, симметрия, выявление центра, соединение), подгонка рисунка, обработка краев в изделиях. Качественная сборка.
     

      Тема № 3. Основы композиции, знакомство с объемной резьбой (24 часа)

      Композиция как средство выражения идеи произведения. Понятие о пропорции и равновесии, симметрии и асимметрии. Раппорт – повторяющийся узор. Замкнутая композиция и ее виды: круг, квадрат, овал, прямоугольник и др. Цель упражнений – овладение учащимися основными принципами декоративного оформления плоскости.

      Практическая работа. Выполнение объемной резьбы по бересте в сочетании двух цветов (светлый и темный). Собрать изделие, соблюдая последовательность.
     

     Тема № 4. Знакомство с художественными и техническими приемами рельефной резьбы по бересте. Создание собственных композиций, исполнение в материале (30 часов)

      Все композиции отрабатывать на бумаге, в дальнейшем переносить их на материал для определенного вида изделий.

      Практическая работа. Выполнение упражнений на бересте по созданию узоров с подобранным фоном, последовательность операций резьбы и сборки изделия. Разработать новый вид изделия самостоятельно, применяя все виды резьбы в сочетании.
     

     Тема № 5. Механическая обработка донышек, крышек в процессе изготовления художественных изделий (12 часов)

      Применение дополнительного материала в изделиях из бересты.

      Практическая работа. При последовательной сборке изделий производить подгонку крышек и донышек. Обточку проводить на токарном станке, соблюдая при этом технику безопасности.
     

      Тема № 6. Изготовление изделий из бересты с использованием плетения, тиснения и резьбы в одном изделии (26 часов)

      Показать готовые изделия, имеющиеся в наличии, рассказать весь процесс сборки.

      Практическая работа. Самостоятельно изготовить изделия.
     

      Тема № 7. Организация выставки работ учащихся (4 часа)

      Обсуждение с учащимися вариантов экспозиции выставки учебных работ в школе.

      Организация и проведение выставки-ярмарки.

      Производственная практика на базе школы (30 часов).
     

     11 класс
     

     Тема № 1. Вводное занятие. Рабочее место (2 часа)

      Организация рабочего места, техника безопасности при работе. Основные сведения о качественной обработке бересты для определенного вида работы. Основы композиции. Качество изготовления художественных изделий.
     

     Тема № 2. Инструменты для берестоплетения, тиснения, резьбы по бересте (2 часа)

      Практическая работа. Подготовка инструментов к работе. Правильная заточка. Подбор инструмента для определенного вида деятельности. Правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.
     

     Тема № 3. Местные художественные промыслы. Знакомство с местными мастерами и образцами изделий из бересты (плетение, тиснение, резьба) (2 часа)

      Приглашение на занятие мастера для знакомства, оценки изделий, выполненных ребятами за период обучения. Знакомство с новыми образцами изделий из бересты местного мастера, его техникой работы и ассортиментом изделий.
     

     Тема № 4. Исполнение изделий всех видов по образцам (26 часов)

      Практическая работа. Выбрать наиболее конкурентоспособные виды изделий, самостоятельно провести работу по плетению, тиснению и резьбе по бересте.
     

      Тема № 5. Составление композиции с сочетанием резьбы с тиснением, исполнение в материале.

      Конструирование изделия (28 часов)

      Что такое композиция. Понятие главного и второстепенного ритма, симметрии и асимметрии, центра. Отработать резьбу с применением тиснения в композиции.

      Практическая работа. Разработка нового изделия с новой композицией резьбы и тиснения в материале. Выполнение изделий.

      Примерные изделия: ларцы, шкатулки, подносы, подстаканники, туеса.
     

      Тема № 6. Основы экономики, организация труда (2 часа)

      Умение владеть собой в сложных социально-экономических условиях. Эффективность выполняемых изделий, применение их в быту. Правильность расчета стоимости изделия. Знакомство с налогами. Как правильно и рационально организовать свой труд.
     

      Тема № 7. Основы технического творчества (2 часа)

      Уметь самокритично и строго оценивать свои изделия. Не останавливаться на достигнутом, постоянно совершенствовать авторские работы. Творчески подходить к делу, соблюдая последовательность в работе с изделиями. Четкое и качественное нанесение тиснения и резьбы по бересте для придания изделию художественной ценности.
     

     Тема № 8. Выполнение итоговой квалификационной работы.

      Различные виды декоративно-прикладного искусства (плетение, тиснение, резьба) (30 часов)

      Практическая работа. Выполнение художественного изделия (на выбор учащегося). С учетом его индивидуальных способностей и уровня профессиональной подготовки, по его желанию выполняется проект художественного изделия для присвоения специальности «Изготовитель художественных изделий из бересты».
     

      Тема № 9. Квалификационный экзамен с присвоением специальности «Изготовитель художественных изделий из бересты» (14 часов)

      В данном разделе можно написать реферат «Волшебный мир своими руками» или «Мир фантазий», раскрыть в нем поэтапный процесс перехода от одного вида деятельности к другому.

      Реферат подкрепить фотоснимками за весь период обучения и приложить ряд выполненных художественных изделий, где обязательно должны быть плетение, тиснение и резьба по бересте.

      Защитить проект по темам: «Сервировка стола к чаю», «Сервировка стола к обеду».

      Инструменты. Поэтапное описание инструментов указано в приложении «Рекомендации по работе с берестой». Фотографии.
     

     Приложение
     

     РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С БЕРЕСТОЙ
     

      Сколько солнечного света
      И труда в себе хранит
      Береста простая эта,
      Неказистая на вид.
      До чего узоры хрупки.
      Неужели это руки
      Сотворили их в тиши?
      Наши чувства, наши мысли,
      Что рождались в летний зной,
      Паутинками нависли
      На коробочке резной.
      Все и просто здесь, и строго –
      Жизнь узорами легла.
      Человек ей отдал много
      Вдохновенного тепла.
      Потому-то даже в стужу,
      Воспитательно проста,
      Согревает нашу душу
      Вырезная береста.
      В. Шилин.
     

      Пожалуй, на Руси не встретишь другое такое дерево, о котором бы слагалось столько пословиц и поговорок, пелось столько песен. Во всем мире не сыщешь дерева с такой ослепительной белой корой. За эту-то белую кору и получило дерево свое название «береза».

      Светло и празднично в березовом лесу в любое время года, но особенно весной и ранним летом. Кажется, что стволы берез излучают внутренний свет, делая тени под деревьями легкими и светлыми.

      Еще в эпоху каменного века, не зная металлического топора, ножа и шила, человек в совершенстве овладел плетением корзин, сосудов, циновок, сетей, вершей, других предметов быта, охоты и рыболовства. Плетение было прародителем макраме, ткачества, обусловило появление кружев. И главную роль здесь сыграла «березовая кора» и «щепа».

      Когда же и как возник в России этот нужный промысел? Каждый скажет: «Давно», – и будет прав. В русских деревнях чуть ли не любой мальчишка мог, играючи, сплести лукошко, корзину или кошелку для сбора грибов и ягод, а о стариках и говорить нечего:
     

      Когда зацветает июньская рожь,
      Тогда бересту для себя подберешь.
      Она золотистая, чистая вся,
      Легко отделяется вмиг от ствола.
      Плетешь – и получится чудо-краса:
      Посуда, цветы, сундучки, туеса,
      Еще лапоточки она принесла.
     

      Сам же промысел развивался стихийно. В 1830 году из-за границы вернулся владелец Звенигородской вотчины – князь Д.В.Голицын и привез с собой несколько корзин иностранной работы, чтобы заставить крепостных плести такие же. Первым испробовал свои способности некто Голубенок – самый известный в округе мастер плетения шляп из соломы. После ряда неудачных опытов он преподнес князю корзину, сделанную ничуть не хуже заморских, за что получил разрешение обучать этому искусству всех желающих.

      Как повлиять на развитие искусства русского плетения в наших нынешних противоречивых условиях? Думается, ответ один: «Учиться где только можно, работу «щупать руками своими», как говорил поэт, изучать богатейшее наследие отечественных мастеров, чтобы труд стал естественной потребностью души».

      Опыт, накопленный многими и многими поколениями, нам с вами предстоит освоить, повторить, а может быть, пойти дальше. Согласитесь, такая задача потребует не только теории, но и повседневной практики, трудолюбия и терпения в учебе.

      Однако чтобы она шла успешно, первым делом необходимо обзавестись набором инструментов для плетения (ножницы, кочедык, круглозубцы, плоскогубцы, шило, острый ножичек, линейка, станок для резки бересты, скрепки), для тиснения (ножницы, линейка, треугольник, пробойник, дуги, ряд штампов в виде шестеренок разных размеров, молоточек, киянка, кусочки – для обшивки краев, скрепки, острый ножичек, заточенный под углом, карандаш мягкий), для резьбы (ножницы, линейка, угольник, карандаш мягкий, нож-косяк, полукруглые стамески, штампы в виде шестеренок разных размеров – для сочетания в изделии резьбы с тиснением).

      Главное, чтобы инструменты были по руке, хорошо наточены, тогда работать ими – одно удовольствие.

      Второе – запас материала для каждого урока. Старые мастера заготавливали бересту в конце мая, во время сокодвижения, или же в начале июня, когда зацветала рожь. В эту пору береста легко отделяется от ствола, имеет золотистый цвет и чистую глянцевую поверхность.

      Современный же мастер, понимающий необходимость охраны природы, должен твердо знать: снимать кору с берез можно только там, где ведется их плановая рубка, да и то с разрешения лесничества, а в больших количествах заготовки делаются только через леспромхоз по заявке. Для плетения, тиснения и резьбы бересту снимают со ствола в виде прямоугольных листов. Такой материал принято называть пластовой берестой. Бересту надрезают сначала в двух местах вокруг ствола, а затем кольцевые надрезы соединяют продольными. В прорезанный паз вставляют деревянный клин, так называемое «пазило», и осторожно отделяют бересту от ствола. Снятые пласты складывают в пачку, а чтобы они не закручивались, придавливают сверху гнетом. Сложенную в пачки пластовую бересту хранят в сухом месте под навесом или в помещении.

      Прилегающий к стволу внутренний слой бересты принято называть лицевым, а наружный, белый - изнаночным. Каждое плетеное берестяное изделие, за исключением очень мелких, должно иметь как минимум два слоя. Причем плетение выполняется так, чтобы белая изнаночная сторона обязательно оказалась внутри плетева. Поэтому-то ее и обрабатывают лишь слегка, срезая острым ножом всевозможные наросты и удаляя отслоившиеся куски. Для тиснения и резьбы по бересте выбирают лучшие пласты. На лицевой стороне по тиснению наносят дугами и штампами рисунок, соединяют два края, внутрь вставляют еще один слой (внутрь можно вставлять и с наростами), после этого края по верху и низу пришивают лычками соответствующей ширины – 0,5 мм – из бересты или подбирается сопутствующий материал с расцветкой под дерево. Для резьбы по бересте материал подбирается исключительно высокого качества, вырезаются соответствующие полоски, и на них наносится геометрическая резьба с элементами тиснения. После этого собирается изделие (шкатулка, солонка, туес, ларец и т.д.). При резьбе также должен быть не один слой бересты разных расцветок.

      Лицевая сторона бересты, снятой с растущего дерева, имеет красивую глянцевитую поверхность с желтым, желто-зеленым, охристым, розоватым или коричневатым оттенками. Она красива уже сама по себе и не требует какой-либо дополнительной отделки.
     

      Дань отдаю я красоте –
      Тиснению по бересте.
      Какое чудо рукотворное:
      Шкатулки, туески узорные!
      Кто трудится, и кто не ленится,
      Тех выделка всегда оценится.
      Смотрите на мое тиснение –
      Пусть будет светлым настроение.
     

      Позднее, в середине XV века, береста уступив место бумаге, продолжала использоваться как дешевый, прочный, долговечный, гигиеничный и красивый поделочный материал. На какие только нужды не шла береста! Начиная строить дом, деревенские строители подкладывали ее под нижний складной венец избы, заканчивая – стелили на крышу под тесовую кровлю, защищая постройку от сырости. Рыбаки сшивали из берестяных пластов лодки-берестянки, делали поплавки для сетей и удочек. Среди многообразных берестяных изделий, использовавшихся в народном быту, особое место занимают плетеницы самого разнообразного назначения: пестери, корзины, лукошки, солонки, детские игрушки и обувь. Многие из этих вещей не утратили своего практического значения и в наши дни. Зачастую они не только не уступают изделиям из современных материалов, но и превосходят их. Известны многие новгородские мастера конца XIX – первой половины XX веков, занимавшиеся берестяным плетением. Это А. А. Антипов, А. А. Андреев, А. Жук, А. В. Шкиперев, М. П. Петров-Орлов и многие другие. Среди новгородских мастеров особой изобретательностью отличался Андриан Антипович Антипов. Он плел из бересты самые неожиданные вещи: футляр для книг, футляр для очков, плащ, сапоги на каблуках, мог сплести двойной кошель и тройное лукошко. Этот мастер владел техникой прямого и косого плетения. Искусство плетения из бересты было распространено в Новгородской области до 50-х годов XX столетия. В послевоенные годы берестяной промысел пошел на убыль.

      Да, мастеров плетения из бересты, в совершенстве владеющих этим искусством, сейчас немного, и все же они есть. Отменные мастера есть и в Архангельской, и в Вологодской областях, и на Урале, есть они в Карелии и в Костроме. Живет в Костроме скромная, трудолюбивая женщина. В трудные и голодные двадцатые годы научила ее бабушка плести из бересты лукошки, солонки, тарелки то, что могло сгодиться в быту, в хозяйстве. Но по-настоящему Валентина Евстигнеевна Мантырева увлеклась берестяным рукоделием, когда ушла на пенсию. Ее изделия были на выставке «Береста России», на которой она получила медаль ВДНХ.

      В настоящее время при обучении берестоплетению особое внимание уделяется возрождению очень ценного и красивого ремесла. Важно обучить всем видам плетения, тиснения, резьбы, используемым в работе с берестой. Постараться во время занятий привить детям любовь к традиционному народному мастерству, рассказать, что дает в жизни плетение, тиснение, резьба по бересте с экономической точки зрения, обучить детей производить расчеты различного вида изделий, изготовленных своими руками, знать правила безопасности при работе с инструментами, познакомить с характерными особенностями местной художественной резьбы по бересте. Развить как можно глубже художественно-творческие способности у детей. Обучить уверенно и качественно выполнять итоговую квалификационную работу на присвоение соответствующего разряда рабочего по специальности «Изготовитель художественных изделий из бересты».

      Сегодня выходит большое количество книг и различных материалов по народному декоративно-прикладному творчеству, открываются новые музеи, широко распространенным увлечением стало собирание коллекций произведений народного искусства.
     

     ЛИТЕРАТУРА
     

      Газарян С. Прекрасное – своими руками. М.: Детская литература, 1986.

      Роднели Л .Д. Народное декоративно-прикладное искусство, 1984.

      Семашко Е.Н. Домашние ремесла. М.: Физкультурам спорт, 1993.

      Трапезников Ф.Ф. Плетение из ивового прута и бересты. М.: Нива России, 1995.

      Федотов Г.Я. Волшебный мир дерева. М.: Просвещение, 1987.

      Ж. «Лесное хозяйство» № 15, 1985, стр. 39 – 47

      Ж. «Наука и жизнь» №№ 8-9, 1976, стр. 98 – 99

      Ж. «Работница» № 12, 1986.

     

     ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РАБОТЫ ПО БЕРЕСТЕ
     

     Берестоплетение      

      1. Станок для нарезки лычек

      2. Скрепки разных размеров

      3. Скальпель или маленький ножичек

      4. Кочедык

      5. Простой карандаш М

      6. Линейка, длина – 50 см; 1м

      7. Ножницы большие, маленькие

      8. Резак

     Тисненние      

      1. Молоток

      2. Скрепки разных размеров

      3. Шило

      4. Скальпель или маленький ножичек

      5. Простой карандаш М

      6. Линейка, длина – 50см; 1 м

      7. Ножницы большие, маленькие

      8. Резак

      9. Фигурные ножницы

      10. Дуги – 6 мм; 8 мм; 10 мм; 12 мм; 15 мм; 18 мм; 20 мм

      11. Штампы для рисунков

      12. Кусочки для оплетки срезов

      13. Осиновая доска

      14. Пробойники – 10 мм, 13 мм
     

      Резьба
     

      1. Молоток

      2. Скрепки разных размеров

      3. Шило

      4. Скальпель или маленький ножичек

      5. Простой карандаш М

      6. Линейка, длина – 50 см; 1м

      7. Ножницы большие, маленькие, с закругленными концами

      8. Резаки разных размеров

      9. Фигурные ножницы

      10. Стамески разных размеров

      11. Штампы для рисунков

      12. Кусачки для оплетки срезов

      13. Осиновая доска

      14. Пробойники – 10 мм, 13 мм     

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости проекта