gototopgototop
Берестяной шаркунок

Случайное фото
p0000008.jpg
Берестяной опрос
Обработка бересты традиционное занятие каких народов?
 
Видео мастер-классы
Видео мастер-классы с берестой

ЮРИЙ КРИЖАНИЧ "О РЕМЕСЛЕ"

Публикации - Статьи

В ЭТОЙ ПУБЛИКАЦИИ ТОЛЬКО ОДНО СЛОВО ПРО БЕРЕСТУ, НО АВТОРЫ САЙТА СЧИТАЮТ , ЧТО ОНА БУДЕТ ПОЛЕЗНА ЛЮБОМУ МАСТЕРУ , В ТОМ ЧИСЛЕ И БЕРЕСТЯНЩИКУ. ПОЛНЫЙ ТЕКСТ КНИГИ НАХОДИТСЯ ПО АДРЕСУ:
HTTP://WWW.KROTOV.ORG/ACTS/17/KRIZHANICH/KRIZH_00.HTML

Настоящая книга представляет собой переиздание главного труда выдающегося славянского просветителя Ю. Крижанича (1617—1683). Получил, богословское образование в Загребе, Болонье и Риме. Был священником-миссионером, выступал за унию католической и православной церквей и за единство славянских народов во главе с Россией во имя противостояния османскому наступлению на христианскую Европу. В 1647 и 1659 гг. побывал на Украине, а в 1659 г. приехал в Москву. Произведение написано в 1663—1666 гг. в Тобольске, куда автор был сослан царем Алексеем Михайловичем. Рукопись публикуемого в настоящем издании труда Юрия Крижанича хранится в Центральном государственном архиве древних актов в Москве и входит в состав знаменитого собрания Синодальной библиотеки.
Книга является важным источником по истории России XVII века. В ней затрагиваются также философские, этические, государственно-правовые, экономические проблемы.
Деятельность Юрия Крижанича (1618 — 1683 гг.) уже давно привлекала к себе внимание исследователей — историков, философов, экономистов, литературоведов, лингвистов и других, дававших самые противоречивые оценки его сочинениям. Одни исследователи готовы были видеть в произведениях Крижанича настоящую программу реформ, которая впоследствии осуществлялась при Петре I, рассматривая Крижанича как своего рода предшественника Петра.
Издаваемое в настоящей книге основное сочинение Юрия Крижанича, известное под условным названием «Политики», было написано в годы жизни автора в Тобольске, куда он был сослан царскими властями. Тобольск в это время был отдаленным, но по-своему крупным центром, главным местом управления Сибирью.
Чтобы выполнить задуманное, Крижанич обратился к царю Алексею Михайловичу, «советуя стать во главе славянства и прежде всего поднять умственный уровень собственного русского народа». Но, вероятно, царю не понравились некоторые из идей Крижанича и, в частности, о слиянии католической и православной церквей, что послужило причиной ссылки его в Тобольск

О РЕМЕСЛЕ

1. Старое славянское слово «премысел», «премысельник» поляки переделали и говорят «ремесло», «ремёсник» и оттуда на Русь пришло это слово «ремесло», «ремесленник», то есть рукодельный промысел или искусство.
Ремесла для королевства полезнее, нежели наилучшие рудники и златые горы. В Венгерской и в Арабской землях находятся самые богатые златые копи, а в Брабанте нет никаких руд и все-таки в сто крат больше золота и всякого богатства и добра в Брабантской земле, нежели в такой же части Венгерской либо Арабской земли. Почему? Потому что брабантцы преискусно занимаются ремеслом и торговлей. Так что следовало бы особенно позаботиться о развитии ремесла.
Приказ или дума, которые этим ведают, должны знать, сколько есть ремесел, какова их суть и к чему они предназначены.
А чтобы узнать это, надо бы перевести на наш язык книги тех писателей, которые писали о ремеслах: таких, как Гарзони , Фиораванти, Сарди и другие. Из тех книг выписать то, что было бы полезно и нужно знать.
2. Венецианцы сделали свой город Венецию благородным, знаменитым и славным. Каким образом? Главным образом тем, что призвали к себе отовсюду искуснейших ремесленников и предложили им за большую плату обучить их юношей всякому искусству. Могли бы и к нам приезжать отборные ремесленники, если бы им было разрешено свободное возвращение на родину.
Следовало бы прямо-таки не только разрешать [им это], но даже заставлять их возвращаться домой и не позволять им плодить здесь свой народ. Однако отпускать их надо не прежде, чем они научат нескольких наших юношей в совершенстве своему ремеслу.
3. Более всего ремесла процветают и достигают совершенства у немцев. А причина здесь в том, что у них имеются привилегии и законы, поощряющие развитие ремесел. А уставы эти таковы:
1) Каждое ремесло имеет свою дружину и своего старосту. Они имеют право или власть разбирать взаимные споры, относящиеся к [их] ремеслу: например, если мастер не заплатит работнику за его работу, или если обесчестят друг друга.
2) Каждый ученик повинен учиться до самого конца у одного учителя и служить ему даром два-три года или более, сколько положено для каждого ремесла.
3) Закончив ученье, ученик должен взять от дружины письменное свидетельство [о том], что он верно служил, отработал положенное время и ремеслу научился. Тогда он станет зваться подмастерьем и должен будет отправиться в путь по городам, чтобы повидать и изведать искусство многих других мастеров.
4) Придя в какой-нибудь город, подмастерье должен явиться к старосте своего ремесла. Староста укажет ему жилье и оповестит собратьев, не нужен ли кому работник, и тот, кому нужен [работник], примет его. Если же никому не будет нужен, то не позволят ему жить в этом городе и вскоре отправят [дальше].
5) Если подмастерье захочет стать мастером и держать свою лавку или двор и не помогать другому мастеру, а работать на самого себя, то он должен будет показать свидетельство о своем ученье и поведать о своем путешествии, и сделать какое-нибудь особенно искусное изделие по своей части, именуемое «доказательством мастерства», а мастера рассмотрят это изделие и одобрят его. А он устроит им пир, и даст столько-то денег в общую казну, и получит от них письменное свидетельство о мастерстве. И тогда он сможет работать в своей лавке и на стене своего дома вывесить доску с надписью или знак, чтобы было ведомо, какой ремесленник там живет. а если какой-либо воин знает ремесло, то он не подвластен ремесленническому собору, а может работать без его разрешения.
6) Ремесленников никто не смеет обижать и насильно гнать их на работы. Ни один правитель не принуждает их работать на него даром.
4. Развитию ремесла в этом царстве послужил бы такой закон: если чей-либо раб имеет двух или более сыновей, то ему надо дозволить с ведома приказа выбрать одного из них и отдать в обучение какому-либо мудреному ремеслу: то есть делать замки, сукна, косы, стекло, бумагу и иные такие же трудные и искусные вещи, а не шапки, платья либо сапоги. И если он в совершенстве и преискусно научится такому мудреному ремеслу, то получит свободу от рабства или от холопства. Если же не научится [достаточно] искусно, то должен будет либо остаться рабом, либо откупиться от хозяина.
5. Материалом или сырьем называются те вещи, 1 из которых делают всякие необходимые изделия (например, железо, медь, дерево, камень, шерсть, лен, кожа и т. п.). Где нет сырья, там нет и изделий. Многих необходимых материалов в нашей земле нет. Поэтому нужно позаботиться, чтобы из других стран сюда к нам привозили всякие сырые и невыделанные материалы: Орудия называются так потому, что их делают из руд.
6. Надо бы накрепко установить, а ослушников наказывать, чтобы за рубеж не вывозилось никакого сырого материала, такого как сырые кожи, конопля и лен, а чтобы дома наши люди делали всякие изделия, сколько можно, и готовые вещи продавали за рубеж
10. Безделье и праздность — враги ремесла. Поэтому в древности у римлян были старосты, которые допрашивали всех людей об их занятиях и промыслах или о том, кто чем живет. У немцев в городах есть старосты, которые ни одному здоровому и не имеющему разрешения из приказа [человеку] не дают просить в городе милостыню. У голландцев есть некий исправительный дом, куда запирают непокорных и своевольных юношей и принуждают их делать разные изделия, и не дают им хлеба, пока не сделают назначенного дела.
Хорошо было бы смотреть по городам, и если сыщутся какие-нибудь скитальцы, бродяги и голыши, сидящие по кабакам и квасным лавкам, и здоровые нищие, то отдавать их в деревни в холопство боярам и ссылать в Сибирь или иначе наказывать.
11. Надо дать приказ назорам и дружинам ремесленников, чтобы они следили за всеми орудиями, посудой и одеждой, выставленными на продажу, и указывали если что нечисто, дурно или некрасиво сделано. И пусть разберутся и научат, как это можно было бы сделать лучше. Например, нечистая посуда — братины, так как в них залезают пальцами; не чисты и туеса и глиняные ковши без глазури, и ковши и ложки с короткими ручками. Старосты не должны пропускать такие товары на торг, а если они появятся, то надо разбивать или отбирать их.
Вместо туесов братин пусть делают чаши деревянные — смоленые или простые, чаши глиняные глазированные, кубки, ставцы и стаканы с ручками и с крышками и прочее. Ибо братины и туеса некоторые другие русские вещи влекут за собой нечистоту и вызывают отвращение у других народов.
12. Многие девушки выходят замуж молодыми, прежде чем они могут научиться тому, что должна знать хорошая жена. А матери многих девушек и сами ничего не умеют. Поэтому следовало бы в каждом городе поручить двум или трем искусным вдовам обучать девушек и молодых женщин тонко прясть, ткать, шить, белить полотно, чисто мыть, солить и сушить рыбу и мясо, делать солод, квас, пиво, мед, садить и возделывать огород, солить и сохранять растения и коренья, варить и печь хлеб и прочее. Если их кто позовет, то они должны за плату туда идти.
А для начала надо назначить их из приказа и назвать этих женщин поименно, ибо иначе сами женщины постыдятся начать это дело, хотя оно и крайне надобно. А городам, имеющим привилегии, приказать, чтобы они держали таких учительниц и давали им плату от общества. И каждый, кто женится, должен будет спросить у них свидетельство о том, что умеет его невеста, и способна ли она к учению. Такие свидетельства могут помочь тому, чтобы девицы старались добывать знания и хорошие свидетельства от этих женщин.
Надо поручить и приказать, чтобы принесли из всех земель всякие орудия для образца.
Прежде всего надо, чтобы торговцы и иные наши приказчики принесли нам из всяких земель и от всех народов для образца всякие виды оружия, посуды и всех применяемых на свете домашних и полевых орудий и всяких сукон и полотен, и всякой одежды, или всякие виды людского рукоделия из руды, камня, стекла, кожи, шерсти, льна, шелка, дерева, кости, рога и из всякого материала.
Далее, надо приказать, чтобы принесли одежду всех на свете покроев.
В-третьих, надо призвать всяких рукодельцев и портных, которые могли бы нам сделать, показать и научить [как делать] всякое оружие, орудия, посуду и всякие виды одежды.
14. А мастеров этих развести и распределить по м городам, где кому будет удобнее находиться из-за близости воды, леса, льна, шерсти, железа и всяких материалов и из-за других нужд. И пусть они делают для государя все свои изделия в большом числе, по договору, за подобающую плату.
Одному из городов надо поручить делать бумагу, какая может выйти, обещав им привилегию — запретить иностранную бумагу, даже если домашняя будет хуже и дороже нее. Так же и во всяком новозаведенном ремесле: обещать и давать городам на несколько лет привилегию, чтобы тот город, где начнут делать какое-либо сукно или что иное, не платил с этого домашней пошлины, а прочим городам до известного времени не дозволено будет перенимать это ремесло.
15. Здесь надо указать, как до сих пор на Руси тяжело было заводить ремесла. Ибо немцы, из-за того, что они имеют старые заводы, всегда могли продавать свои изделия дешевле, нежели наши русские мастера вновь заведенных или мало развитых ремесел. И поэтому на Руси не могла иметь успеха ни писчая бумага, ни какое-либо другое новое ремесло. Но теперь, поскольку торговля взята в руки государя, нетрудно будет заводить ремесла. Ибо наши ремесленники изготовят свои изделия на много сотен и тысяч [рублей], а государевы торговые приказчики будут покупать всякие вещи у них, а не у немцев, и будет запрещен привоз всякого иностранного рукоделия, подобное которому будет делаться у нас дома, и благодаря этому ремесленники смогут жить и дешевле продавать [свои товары]. А государевы приказчики смогут продавать те товары дома и за рубеж дешевле или дороже в зависимости от того, как ремесленники будут поспевать их делать.
Отнюдь не следует верить немцам, будто бы нам дешевле покупать у них готовые косы, серпы, ножи, нежели покупать сырое железо и дома ковать косы и прочее. Благодаря ремеслу богатеет страна и наполняются города. Если бы делать дома все те товары, что мы покупаем у немцев и которые можно было бы сделать на Руси, в этой стране жило бы на много тысяч людей больше, чем живет их ныне, и казна имела бы большую прибыль, и города стали бы многолюднее, и все царство было бы сильнее.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости проекта